Ученые в деталях рассмотрели молекулу вируса клещевого энцефалита

22.11.2019

Для создания новых эффективных и недорогих лекарств против опасной болезни — клещевого энцефалита — во всем мире проводятся  исследования. Чтобы получить новые данные о структуре молекулы вируса, специалисты Курчатовского института вместе со шведскими учеными (Университет Упсалы) и немецкими коллегами (Институт синхротронных исследований DESY) разработали уникальную методику контроля качества образцов вируса. В результате были получены однородные, чистые и концентрированные препараты вируса для дальнейшего изучения. Затем специалисты исследовали образец инактивированного вируса клещевого энцефалита на европейском рентгеновском лазере XFEL в Гамбурге — самом мощном в мире источнике рентгеновского излучения.

«Был впервые проведен эксперимент по сбору данных для визуализации структуры единичной молекулы вируса в растворе. Это первый российский образец, исследованный данным методом на XFEL. Исследование продемонстрировало возможность получать дифракционные картины от частиц размером 50 нанометров. Ранее минимальный размер частиц, для которого удавалось получить рассеяние достаточной интенсивности, составлял 70 нанометров и более», — рассказала начальник отдела структурной биологии Курчатовского комплекса НБИКС-природоподобных технологий НИЦ «Курчатовский институт» Валерия Самыгина.

Так в составе международной группы ученых курчатовцы впервые добились такой детализации молекулы вируса клещевого энцефалита, что в 1,5 раза повысило чувствительность метода исследования. На основе полученных данных специалисты создадут трехмерную модель молекулы вируса — с ее помощью можно будет создавать новые лекарства. Кроме специалистов НИЦ «Курчатовский институт» в составе исследовательской группы работают

Полученная модель поможет учитывать ранее неизвестные детали строения вируса при создании новых противовирусных средств от клещевого энцефалита. Точные данные о структуре вируса позволят повышать эффективность вакцин и лекарств, снижая их стоимость, — сообщила Самыгина.

Научная работа частично поддержана грантом Российского фонда фундаментальных исследований.