Создан белок, защищающий от летальных доз радиации

30.10.20

Ученые НИЦ «Курчатовский институт» в составе исследовательской группы провели комплексный анализ нового белка PSH, обладающего мощными радиопротекторными свойствами. В рамках научного сотрудничества был проделан путь от конструирования гибридного белка, изучения его структуры и свойств до испытаний на животных, доказавших высокую эффективность PSH для защиты от радиации и свободных радикалов. Результаты данного исследования опубликованы в журнале Biochemical Engineering Journal.

Новый гибридный белок PSH объединяет в себе два антиоксиданта натурального происхождения – человеческий пероксиредоксин и бактериальную супероксиддисмутазу. Эта молекула является мощным средством для борьбы со свободными радикалами разного типа, возникающими при окислительном стрессе. В перспективе PSH может применяться для лечения радиационных поражений, резаных и ожоговых ран, а также при трансплантации органов. Новый белок был сконструирован с помощью генно-инженерных технологий в Пущинском институте биофизики клетки. Для объяснения его уникальных радиопротекторных свойств специалисты НИЦ «Курчатовский институт» провели структурные исследования на специализированном источнике синхротронного излучения «КИСИ-Курчатов».

Поскольку белок PSH является потенциальным фармакологическим средством, важно было определить его структуру в естественных физиологических условиях. Осуществить такое исследование удалось на синхротронной станции БиоМУР, предназначенной для работы с биологическими объектами,

— рассказал сотрудник отдела структурной биологии Курчатовского комплекса НБИКС-природоподобных технологий Пётр Конарев.

Ученый пояснил, что полученные данные позволили уточнить взаимное расположение активных центров индивидуальных белков, входящих в состав PSH.

Мы удостоверились, что активные центры с одной стороны не мешают работе друг друга, а с другой — находятся в одной связке, что позволяет им эффективно воздействовать на вредоносные молекулы.

— пояснила начальник отдела структурной биологии Курчатовского комплекса НБИКС-природоподобных технологий Валерия Самыгина.

Она отметила, что по сравнению с другими известными ферментами- антиоксидантами спектр действия PSH шире.

Теперь, зная структуру, мы можем предложить биологам варианты ее модификации для еще большего усиления радиопротекторных свойств,

— добавила Валерия Самыгина.

По данным доклинических исследований, новый белок PSH может защитить животных даже от летальных доз радиации, в отличие от большинства радиопротекторов химической природы, обладающих значительно меньшей эффективностью. В рамках дальнейшего научного сотрудничества на основе полученной структуры ученые планируют создать новые, более совершенные версии белка PHS. Они могут стать потенциальными лекарственными средствами защиты не только от радиации, но и использоваться при лечении легочных и сердечно-сосудистых заболеваний.

В работе приняли участие специалисты НИЦ «Курчатовский институт», Пущинского института биофизики клетки, Института общей физики РАН и Московского областного научно-исследовательского института.

Пресс-служба НИЦ «Курчатовский институт»