С новорожденным! В ускорителе «СКИФа» запустили первый пучок электронов

Собрана инжекционная часть линейного ускорителя «Линак-20», центральной части будущего синхротрона. Конечно, на проектные параметры работы в составе Сибирского кольцевого источника фотонов ускоритель выйдет только в 2024 году, но запуск первого пучка электронов журналистам продемонстрировали 25 октября.

— Рождение пучка — как рождение человека, — сказал «Поиску» руководитель проектного офиса ЦКП «СКИФ» доктор физико-математических наук Евгений Левичев. — Впереди еще много связанных с ним событий: через месяц планируется ускорить его до 50 мегаэлектронвольт. Потом, уже на работающей установке, — до 200 МэВ. Из «Линака-20» сформированный пучок электронов отправится сначала в накопительное кольцо — бустер, затем — непосредственно в синхротрон. Но сегодняшнее событие трудно переоценить: повторю, это — рождение. Дело в том, что электроны низкой энергии очень восприимчивы к различного рода нежелательным воздействиям, вплоть до влияния магнитного поля Земли. Поэтому чувствительные частицы очень важно правильно разогнать, и нам это удалось: пучок ускорен до энергии 0,8 МэВ, фактически стал релятивистским. Полученные параметры соответствуют проектным, мы отработали несколько режимов запуска и можем быть уверены, что дальше все пойдет хорошо.
В синхротроне хорошо разогнанные пучки электронов будут двигаться по круговой орбите, поставляя пользователям ЦКП — биологам, химикам, материаловедам — необходимое для работы синхротронное излучение. Один из самых сложных элементов линейного ускорителя — СВЧ-пушка, в которой рождаются электроны и происходит начальное формирование пучка. Проведенный запуск показал, что и пушка, и другие элементы первой очереди ускорителя работают как надо.

- Строительство источника синхротронного излучения поколения 4+ — прорыв не только для Новосибирской области, но и для всей России, — отметила вице-губернатор НСО Ирина Мануйлова. — Поэтому мы присутствуем при всех этапах строительства установки. Сегодня был контрольный пуск пучка. Это самый важный этап проверки: он продемонстрировал, что уникальное оборудование соответствует расчетным параметрам.

Создание оборудования опережает строительные работы на площадке будущего синхротрона в наукограде Кольцово: изменившаяся геополитическая ситуация внесла свои коррективы в сроки сдачи синхротрона. По словам представителя государственного заказчика и застройщика крупнейшего сибирского проекта мегасайенс директора Института катализа СО РАН академика Валерия Бухтиярова, запуск «СКИФа» планируется сдвинуть с декабря 2023-го на декабрь 2024 года. Работу над оборудованием удалось начать еще в ноябре 2020 года — на год раньше, чем строительство. Поэтому есть надежда, что шесть первых пользовательских станций — научная инфраструктура ЦКП «СКИФ» — заработают одновременно с синхротроном.

Директор ИЯФ СО РАН академик Павел Логачев подчеркнул, что изготовить первую очередь ускорителя в столь короткий срок помогло собственное экспериментальное производство, интегрированное в структуру института.

— Мы извлекаем из реализации проекта мегасайенс максимальную выгоду для отечественной экономики: все детали сложнейшего синхротрона, который в мире еще никто не делал, изготавливают отечественные предприятия, расположенные и в Новосибирской области («Триада-ТВ», Бердский электромеханический завод), и в других регионах России, — добавил Павел Логачев. — Параллельно проводится тестирование так называемых инженерных версий программного обеспечения. Программы пишут наши специалисты, и впоследствии этот софт позволит осуществлять управление всем комплексом ЦКП «СКИФ». Через 1,5-2 года программное обеспечение будет полностью готово.

Фото пресс-службы ИЯФ