Магма на Марсе есть, свидетельствует новое исследование — Nature Astronomy

27.10.2022

С 2018 года, когда миссия NASA InSight развернула сейсмометр SEIS на поверхности Марса, сейсмологи и геофизики из Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich) прослушивали сейсмические импульсы более 1300 марсотрясений. Специалисты регистрировали как большие так и совсем слабые землетрясения на Красной планете.

А вот анализ местоположения и спектрального характера подземных толчков преподнес сюрприз. Выяснилось, что эпицентры  землетрясений возникали в районе ямок Цербера — области, состоящей из серии разломов, или грабенов. А это значит, что вулканизм до сих пор играет активную роль  в формировании марсианской поверхности.

Были проанализированы более 20 недавних марсотрясений, возникших в системе грабена Cerberus Fossae. Ученые пришли к выводу, что низкочастотные землетрясения указывают на потенциально теплый источник, который можно объяснить наличием расплавленной лавы, т. е. магмы.

Когда исследователи сравнили сейсмические данные с наблюдательными изображениями той же области, они также обнаружили более темные отложения пыли не только в преобладающем направлении ветра, но и в нескольких направлениях, окружающих мантийный комплекс Cerebus Fossae.

«Более темный оттенок пыли указывает на геологические свидетельства более поздней вулканической активности — возможно, в течение последних 50 000 лет — относительно молодой с геологической точки зрения», — объясняет Саймон Штелер, ведущий автор статьи.

Изучение планетарных соседей Земли — непростая задача. Марс — единственная планета, кроме Земли, на которой у ученых есть наземные марсоходы, посадочные модули, а теперь даже дроны, передающие данные. До сих пор все другие исследования планет основывались на орбитальных снимках.

«SEIS компании InSight — это самый чувствительный сейсмометр, когда-либо установленный на другой планете, — говорит профессор Института геофизики Швейцарской высшей технической школы Цюриха Доменико Джардини. — Это дает геофизикам и сейсмологам возможность работать с текущими данными, показывающими, что сегодня происходит на Марсе — как на поверхности, так и в его недрах».

Сейсмические данные, наряду с орбитальными изображениями, обеспечивают большую степень достоверности научных выводов.

Марс, один из наших ближайших земных соседей, важен для понимания подобных геологических процессов на Земле. Красная планета — единственная известная нам планета, ядро ​​которой состоит из железа, никеля и серы, которые когда-то могли поддерживать магнитное поле. Топографические данные также указывают на то, что Марс когда-то имел обширные водные пространства и, возможно, более плотную атмосферу. Даже сегодня ученые узнали, что замороженная вода, хотя, возможно, в основном сухой лед, все еще существует на его полярных шапках.

Глядя на изображения обширного сухого и пыльного марсианского ландшафта, трудно представить, что примерно 3,6 миллиарда лет назад Марс был очень живым, по крайней мере, в геофизическом смысле. Он извергался вулканами в течение достаточно долгого времени — так образовался регион Тарсис-Монтес, крупнейшая вулканическая система в нашей Солнечной системе, и гора Олимп — вулкан, почти в три раза превышающий высоту горы Эверест. Землетрясения, исходящие от близлежащей ямки Цербера, названной в честь существа из греческой мифологии, известного как «адская гончая Аида», охраняющего подземный мир, предполагают, что Марс еще не совсем мертв.

Результаты исследования опубликованы в Nature Astronomy.