Здоровье под ключ. Новейшие методики и препараты помогают справиться с тяжелым недугом

Накануне Всемирного дня борьбы с инсультом, который отмечается в конце октября, российские ученые и медицинские специалисты обсудили вопросы, связанные с этим тяжелым заболеванием. Эксперты рассказали о начальных проявлениях инсульта, новых препаратах и методиках, которые разрабатываются и применяются в России для его лечения, а также о возможностях реабилитации пациентов после перенесенного заболевания.

Директор Института цереброваскулярной патологии и инсульта Федерального центра мозга и нейротехнологий ФМБА России доктор медицинских наук Николай Шамалов назвал инсульт проблемой не только медицинской, но и социальной значимости. Согласно статистике, ежегодно в мире от инсульта умирают 4,7 миллиона человек. Наиболее распространен острый ишемический инсульт, на который приходятся примерно 87% всех случаев. Его причина — закупорка тромбом артерии, снабжающей тот или иной участок мозга. Инсульт геморрагический имеет другую природу — он возникает вследствие разрыва сосуда, то есть кровоизлияния. Эти две абсолютно разные по смыслу и механизмам развития ситуации внешне проявляются практически идентично, поэтому на глаз даже самый опытный клиницист-невролог зачастую не сможет различить одну от другой.

Три основных признака инсульта — это слабость руки (в случае полной парализации она просто не поднимется, если парализация частичная, то рука быстро опустится), перекос лица (опущенный угол рта) и речевые нарушения (речь нечеткая, ощущение каши во рту). Если хотя бы один из симптомов присутствует, нужно немедленно звонить в скорую помощь и уже ждать приезда медицинской бригады. Точный диагноз и вывод, какая именно форма инсульта настигла пациента, — это задача стационара. Николай Шамалов рассказал, что в нашей стране в структуре региональных и первичных сосудистых центров с этой целью созданы и функционируют более 600 отделений для лечения больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения.
Известно, что если пациент поступает в стационар первые часы (существует даже понятие «золотого часа») развития заболевания, то очень велики шансы ему эффективно помочь, особенно при ишемическом инсульте и закупорке мозговой артерии, когда требуется скорейшее восстановление кровотока. Существуют разные современные подходы к лечению таких пациентов: тромб можно растворить или удалить хирургически малоинвазивными методами.
Что касается структуры заболеваемости, то, по словам Николая Шамалова, инсульт с равной степенью вероятности поражает как мужчин, так и женщин, однако средний возраст заболевания инсультом у женщин наступает позже — ближе к 68 годам.

Говоря о профилактике инсульта, специалисты в первую очередь акцентируют внимание на поддержании здорового образа жизни и соблюдении особой средиземноморской диеты с большим количеством овощей и фруктов. Немаловажна в любом возрасте аэробная физическая нагрузка, а также снижение массы тела, отказ от курения. Николай Шамалов рассказал о необходимости контроля артериального давления, уровня глюкозы и холестерина в крови. Повышение артериального давления — это основной фактор риска развития инсульта, напомнил специалист.

Но даже если пациент справился с недугом, следствием заболевания нередко становится инвалидность. Более 30% пациентов, перенесших инсульт, нуждаются в посторонней помощи для ухода за собой, каждый пятый не может самостоятельно ходить.

Главный специалист по медицинской реабилитации Мин­здрава РФ, руководитель НИЦ медицинской реабилитации Федерального центра мозга и нейротехнологий ФМБА России доктор медицинских наук Галина Иванова рассказала о восстановлении пациентов, перенесших инсульт, и подчеркнула, что реабилитационные мероприятия необходимо начинать сразу, как только закончилась тромболитическая терапия или если она не проводится.

По словам Галины Ивановой, сегодня реабилитация — это не просто какой-то комплекс упражнений или занятий с логопедом, а продолжение специализированной помощи в круглосуточных условиях, в условиях дневного стационара или амбулаторно-поликлинически на дому с использованием телемедицинского мониторинга. По сути, это замкнутый цикл медицинской помощи. Отдельным, четвертым, ее этапом стоило бы считать санаторно-курортное лечение, которое не входит в базовую программу ОМС, но может быть предоставлено за счет бюджета региона или государства.

«Сегодня вся вертикальная цепочка построена, подкрепляется административно и финансово и позволяет врачу заняться своим любимым делом — лечить больного, а не болезнь. А пациент при этом получает ту помощь под ключ, которая нужна конкретно ему», — подчеркнула специалист.

Член-корреспондент РАН, вице-президент по внедрению новых медицинских технологий АО «Генериум» Дмитрий Кудлай напомнил, что инсульты и инфаркты — одна из главных причин смертности во всем развитом мире. Поэтому лекарства от таких болезней должны быть доступны медикам вне зависимости от экономико-политической ситуации.

Одним из современных лекарств, которое может справляться с тромбами (причиной закупорки сосудов) в первые часы после появления симптомов инсульта, является препарат алтеплаза (таково его международное непатентованное наименование). В России этот препарат включен в перечень стратегически значимых лекарственных средств, производство которых должно быть обеспечено на территории РФ.

Разработчики российской фармкомпании «Генериум» создали первый отечественный биоаналог алтеплазы, и врачи уже несколько лет применяют его.

«Отечественная алтеплаза прошла исследования и работает в клиниках и медцентрах уже около трех лет. Это достаточный срок, чтобы говорить о ее эффективности, а также методах комбинированной терапии», — считает Дмитрий Кудлай.

На недавней пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» прозвучал вопрос: насколько российский аналог соответствует заявленным характеристикам препарата-оригинала и каковы его эффективность и безопасность? По словам Николая Шамалова, результаты исследований российского лекарства вскоре будут опубликованы в журнале «Неврология и психиатрия». А полтора года назад это же издание распространило итоги промежуточного испытания препарата с участием 250 человек. Эти данные были сопоставимы с данными зарубежных регистров: по частоте симптомов, уровню летальности и степени функционального дефицита (потери каких-либо функций человека после инсульта или инфаркта) достоверных различий между отечественным и зарубежными препаратами обнаружено не было.

«Это говорит о соответствии лекарства поставленной задаче и возможности смело применять его в медицинской практике», — считает эксперт.

Светлана БЕЛЯЕВА

Нет комментариев