Замаячила надежда? Предварительные данные испытаний противораковых вакцин побудили ученых активизировать исследования

Попыткам иммунизации против рака поджелудочной и молочной желез, а также колоректального рака посвящена большая статья в NYT. Вакцинация здоровых людей с высоким риском развития онкологических заболеваний, в принципе, ничем не отличается от вакцинации против инфекционных заболеваний. Но в отличие от вакцин против инфекционных заболеваний противораковые вакцины пока только маячат перед исследователями, несмотря на все многолетние и трудоемкие усилия. Сейчас надежда стала более осязаемой, и она не имеет ничего общего с тем, что было еще 10 лет назад, когда исследования зашли в тупик.

Новый подход к разработке противораковых вакцин опирается на данные о генетической предрасположенности. Так, в случае рака поджелудочной железы первым изменением на пути к злокачественной трансформации, которое происходит с нормальными клетками, почти всегда становится мутация в известном онкогене KRAS. За ней следуют мутации по шести другим генам, приводящие к разрастанию рака поджелудочной железы у большинства пациентов.

Группа исследователей под руководством Элизабет Джаффи из Университета Джона Хопкинса разработала вакцину, которая обучает Т-клетки — белые кровяные клетки иммунной системы — распознавать мутантные клетки и убивать их. В первом испытании этой вакцины на безопасность участвовали 12 пациентов с ранней стадией рака поджелудочной железы, которые уже прошли хирургическую операцию и последующую терапию. Несмотря на меры, предпринимаемые вскоре после обнаружения заболевания, обычно рак поджелудочной железы возвращается в ближайшие несколько лет почти у 80% пациентов. Но у тех, кто два года назад получил экспериментальную вакцину, созданную Джаффи с коллегами, рецидива не наблюдается.

О другой вакцине, направленной против трех раков — колоректального, молочной и поджелудочной желез, иммунологи из Питсбургского университета, группа под руководством профессора Оливеры Финн, сообщают на сервере препринтов medRxiv. Мишень этой вакцины — молекула под названием muc1. В нормальных клетках она скрыта от иммунной системы под остатками молекул сахаров. Но в клетках опухолей колоректального рака и рака молочной и поджелудочной желез muc1 обнажается и легко распознается иммунной системой. В испытаниях вакцины, направленной на создание иммунного ответа против белка muc1, участвовали 102 пациента с предрасположенностью к полипам толстой кишки. Иммунный ответ был получен у всех, но о профилактической силе этой вакцины судить пока рано.