Выйти из ловушки. Репродуктивное здоровье — залог решения демографических проблем

08.02.2020

Судьба России, ее историческая перспектива зависят от того, сколько нас будет,

— заявил Президент России Владимир Путин в своем Послании Федеральному собранию в январе этого года.

Историческая обязанность — выйти из исторической ловушки. Сбережение и приумножение народа — высший национальный приоритет.

Вместе с тем глава государства заметил, что универсального решения демографической проблемы не существует. Это действительно так, поэтому одни экономические меры по стимулированию рождаемости могут не принести желаемого результата.

Проблема, в частности, и в том, что репродуктивное здоровье населения с каждым годом ухудшается, считает Виктор РАДЗИНСКИЙ, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии с курсом перинатологии РУДН, член-корреспондент РАН, Заслуженный деятель науки РФ. И сам ученый, и руководимый им коллектив в последние десятилетия много сделали для изучения состояния репродуктивного здоровья в современных социально-экономических и экологических условиях и выработки предложений по различным аспектам его улучшения. Этапным событием в этой работе В.Радзинский считает победу РУДН в конкурсе инновационных образовательных программ в 2008 году (в рамках федеральной целевой программы «Образование») — тогда ученые кафедры получили финансовую поддержку.

С тех пор мы завершили три научных исследования, издали монографии, учебники, практикумы,

— Виктор Евсеевич показывает на верхнюю полку шкафа, плотно уставленную книгами.

Мы разговариваем в его небольшом кабинете в крупнейшем родильном доме Москвы, где находится клиническая база кафедры.

Последняя книга, увидевшая свет буквально на днях, — «Ожирение. Диабет. Беременность» — посвящена очень актуальной теме. У нее есть подзаголовок: «Версии и контраверсии. Клинические практики. Перспективы». Она предназначена врачам всех профилей, лечащим женщин с этими болезнями цивилизации, а также широкому кругу исследователей.
Ожирение признано тихой эпидемией во всем мире. Гестационный диабет (диабет беременных) называют «цунами XXI века» («потому что он растет непредсказуемыми темпами», поясняет ученый). Однако мировое медицинское сообщество до сих пор не пришло к консенсусу по поводу того, какими должны быть профилактика и лечение этих угрожающих человечеству заболеваний. Как написано в предисловии от издателя, «эта монография не практическое руководство, а введение в междисциплинарное взаимодействие врачей, работающих с такими пациентами, для интеграции современных научно обоснованных воззрений с целью применения их в клинической практике».

Росту рождаемости препятствуют не только заболевания, но и репродуктивное поведение людей. Есть такое понятие — «русский крест». Впервые о нем заговорили в 1991 году — тогда в стране вместо ожидаемых 2,5 миллиона детей родился 1 миллион 230 тысяч, кривые роста смертности и падения рождаемости впервые в истории государства пересеклись и в последующие годы то расходились все дальше, то сближались и пересеклись снова лишь в 2012 году, что дало многим чиновным людям основание говорить руководству страны о том, что у нас растет рождаемость. Но это, к сожалению, не так.

Детей родилось больше, потому что 20 лет назад удалось снизить детскую смертность, и больше девочек дожило до репродуктивного возраста,

— объясняет В.Радзинский.

Но есть такой показатель, как среднее количество детей на одну семью. Даже на пике нашего благополучия, в 2016 году, он составлял 1,7, тогда как для простого воспроизводства он должен быть 2,15. То есть даже до простого воспроизводства мамы и папы не дошло.
Но мало того что снизилось количество рожденных детей, уменьшилось и количество браков. В 2016 году по сравнению с 2015-м их зарегистрировано на 155 тысяч меньше. Сейчас такое время, что браки в основном заключаются, когда молодые люди собираются создать семью, родить ребенка. От этих 155 тысяч за два года мы получили бы примерно 80-82 тысячи детей. Но не получили и не получаем дальше. Еще одно: средний возраст первых родов, который еще два года назад составлял 28,5 лет, увеличился до 30. Материальные стимулы, как показывает мировой опыт, не срабатывают. Популяцию еще можно увеличить за счет снижения смертности (но это пока не удается) и мигрантов. Однако в прошлом году миграция впервые не покрыла естественную убыль населения. Так что решить задачу, поставленную президентом, прекратить спад населения в 2024 году, увы, не получится.

Замечу, что Россия в этом не одинока. Как-то никто не обратил внимание на то, что в 2015 году вместо ожидаемых 9 миллиардов население Земли составило лишь 7,3 миллиарда. Даже в регионах традиционной многодетности рождаемость уменьшается. Коэффициент детности снизился и в целом по миру составляет сейчас 2,2-2,3. Поэтому так возрастает ценность каждой желательной беременности и для семьи, и для общества, и для государства. Это и есть область наших исследований — репродуктология, изучение нормальной репродуктивной функции человека, а также ее нарушений.

Результаты этой работы — улучшение показателей материнской и детской смертности, снижение числа оперативных вмешательств при родах и т. д. А кроме того, книги. Например, фундаментальные учебники «Акушерство» и «Гинекология», написанные в соответствии с американским и российским стандартами, вышли под двойной редакцией В.Радзинского и профессора А.Фукса, заведующего кафедрой в Нью-Йоркском университете, где они включены в рекомендованные учебные пособия.

Готовится к выходу уже четвертое издание «Перинеологии» под редакцией В.Радзинского. Эта область медицины занимается проблемами тазового дна. Актуальная для всего мира задача — оздоровление женщин с опущением и выпадением половых органов. По заключению коллегии Минздрава еще 2002 года, 50% женщин после 50 лет и 60% после 60 нуждаются в коррекции тазового дна и лечении недержания мочи. На деле помощь получают в десятки раз меньше. Женщины стесняются обращаться с этими проблемами к врачам, хотя болезнь с ходом времени все сильнее сказывается на качестве их жизни. На кафедре акушерства и гинекологии РУДН перинеология начала развиваться еще в 60-е годы, разработаны многие способы диагностики, консервативные и хирургические методы коррекции.

Наши исследования касаются всех сторон здоровья женщины,

— говорит Виктор Евсеевич.

Новые технологии во многих случаях очень хорошо помогают, но, к сожалению, об этом знают не все врачи. Одно из главных направлений нашей деятельности — распространение новейших научных знаний и технологий среди врачей-практиков.

По инициативе В.Радзинского ежегодно с 2008 года проводится Всероссийский конгресс с международным участием «Репродуктивный потенциал России: версии и контраверсии». С каждым годом растет количество его участников — от 400 в первом конгрессе до 4200 в последнем. Кроме того, регулярно организуются региональные симпозиумы: в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Новосибирске и других городах. «Формируются единое мышление, общее понимание. Современные технологии позволяют делать то, что десять лет назад мы себе и представить не могли, но им врачей надо учить», — подчеркивает ученый. А так как у специалистов на местах зачастую нет возможности уехать из дома даже на пару дней, представители кафедры выезжают в регионы, проводят научно-практические семинары — «субботники». Еще один инструмент передачи самой современной профессиональной информации врачам-практикам — журнал StatusPraesens. Ему уже 10 лет, адресован он «акушеру-гинекологу, врачу и человеку».

Мы специально не стали делать этот журнал ваковским, потому что тогда дискуссионные (контрверсионные) статьи ушли бы на второй план,

— говорит В.Радзинский.

В РУДН есть журналы ВАК, но нет больше таких, где обсуждали бы проблемы, открыто спорили, «подковывали» бы врачей юридически. Мало разработать новые диагностические или операционные методы и отчитаться о них научными статьями — надо, чтобы о новшестве узнали врачи и смогли использовать его на практике.

Например, мы усовершенствовали и расширили показания к такому интересному методу кесарева сечения, как извлечение плода в целом плодном пузыре. Этот метод дает очень хороший эффект и особенно полезен, когда речь идет о недоношенных, маловесных младенцах, — жидкость в пузыре защитит их от возможного травмирования во время операции. В 2013 году он применялся лишь в нескольких городах, а в 2017-м — взгляните на карту! — вы видите уже скопления точек по всей стране. Практически не найти перинатального центра, где бы его ни использовали.
Круг научных интересов В.Радзинского широк, и трудно удержаться от вопроса: какие темы для него ближе как для ученого? Связанные с фундаментальными исследованиями или с практической деятельностью?

Моя кандидатская диссертация, защищенная в 1975 году, готовилась на базе моей акушерской клиники в Киеве и академического Института биохимии им. А.В.Палладина,

— рассказал ученый.

Она называлась «Дыхательная активность митохондрий плаценты». На тот момент это были самые тонкие фундаментальные исследования. Я не собирался заниматься докторской, я заведовал клиникой, но благодаря этой диссертации ко мне обратились коллеги из Института молекулярной биологии и генетики Академии наук Украины, предложили дальше работать вместе. Моя докторская диссертация была посвящена молекулярным механизмам акушерских и некоторых экстрагенитальных осложнений, плацентарной недостаточности.

То есть ближе мне была биохимия, хотя я работал врачом. Наука была как хобби. Сейчас мы сотрудничаем с академическими институтами, но это стало сложнее: всем нужны гранты, а мы им для грантов не подмога, а, скорее, помеха. Сами же заниматься молекулярной биологией не можем, для этого нет оборудования. Но мы не сдаемся! В РУДН в отличие от медицинских вузов, которые мы все заканчивали, химию, физику, биологию преподают действующие ученые, и сотрудничество с ними иногда дает неожиданные результаты. Но я сейчас не похвастался ни одним достижением молекулярной биологии и генетики, потому что о чем-то подобном вам расскажут в любом профильном научном институте. А вот примеров обучения врачей современным научным достижениям и новым технологиям, к сожалению, не так много.

Наталия БУЛГАКОВА

Нет комментариев