ВИЧ эволюционирует и становится более заразным

27.12.19

Оказывается, вирус иммунодефицита человека тоже эволюционирует, причем становится все заразнее, обнаружили биологи из Калифорнийского университета. Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.

Группа ученых под руководством Джоэля Вартхайма из Калифорнийского университета собрала данные о 41 409 пациенте, которые сдавали анализы в течение 10 лет для постановки диагноза.

Ученых интересовало количество частиц вируса в крови до начала лечения. Это генетически детерминированный признак у ВИЧ, который влияет на заразность вируса — чем больше частиц, тем выше их шансы попасть в организм другого человека — и поэтому может подвергаться отбору.

Исследования показали, что за количество вирусных частиц при первичной постановке диагноза росло год от года. Если в 2007 году на ранних стадиях количество частиц ВИЧ на мл крови составляло 13020 штук, то в 2016 году — их было уже 22100.

Вирусная нагрузка при постановке диагноза с течением времени:

Таким образом, исследователи обнаружили, что и вирусы подвержены естественному отбору. В случае с ВИЧ — это эволюция в сторону большей заразности. Эволюционировавшие штаммы встречаются у более крупных групп пациентов — а значит более успешны в популяции. Причем, судя по новым данным, тенденция к повышению заразности стабильная и не зависит от стратегии борьбы с инфекцией.

• И ещё потому, что противовирусная терапия также приводит к мутация вируса, если она назначается без контроля за резистентностью или если пациенту не подобран оптимальная дозировка или имеются нарушения в приёме препаратов