В прицеле рецептора. Борьбе с раковыми клетками поможет инновационная технология

Стимулировать иммунный ответ человеческого организма на появление злокачественных новообразований пытаются чуть ли не со дня возникновения терапии рака. Увы, опухолевые клетки имеют множество механизмов, умеющих выключать иммунную систему. Однако в 2017 году был совершен прорыв в создании клеточных технологий: в США были одобрены два CAR-T-клеточных препарата для лечения CD19-позитивных острых лимфобластных лейкозов и В-клеточной крупноклеточной лимфомы, показавшие эффективность до 95%.

На основании технологии, предложенной еще в 1989 году химиком и иммунологом Зелигом Эшхаром из Института им. Вейцмана (Израиль), был разработан химерный рецептор, распознающий на клетках CD-19 (опухоль-ассоциированный антиген для лейкоза) и прицельно эти клетки уничтожающий. Естественно, мировая наука совершила стремительный поворот в сторону таких технологий. И в выигрыше оказались институты, уже имеющие подобные наработки. Среди них — новосибирский Научно-исследовательский институт фундаментальной и клинической иммунологии (НИИФКИ). Объединить усилия с зарубежными коллегами позволил грант Российского научного фонда — проект №21-65-00004 «Инновационная Т-клеточная терапия солидных опухолей», который выполняется на базе НИИФКИ, а руководит им известный японский ученый профессор из Университета Миэ Хироши Шику. В ходе реализации проекта должны быть апробированы три различных подхода к генно-инженерной терапии T-клетками, а также созданы семь новых клеточных продуктов против разного рода солидных (т. е. твердых) опухолей человека.

Технология в пробирке
— В нашем институте более 10 лет разрабатываются клеточные технологии лечения различных заболеваний, в том числе онкологических. Сотрудниками нашего института были предложены технологии иммунотерапии, основанные на дендритных клетках, — рассказывает заведующий лабораторией молекулярной иммунологии НИИФКИ доктор медицинских наук Сергей Сенников. — Мы разработали способ получения и нагрузки дендритных клеток опухолевыми антигенами для индукции in vitro антиген-спе-цифичных T-лимфоцитов, способных убивать клетки опухоли, несущие на своей поверхности эти антигены. Такой подход позволяет генерировать противоопухолевый ответ против целого ряда различных опухолей, поскольку в качестве мишени могут быть выбраны самые разные опухолевые антигены. Мы провели доклинические и ограниченные клинические испытания, показавшие эффективность нашей технологии в случае рака молочной железы. Таким образом, мы смогли «обучить» собственные Т-клетки человека распознавать и убивать опухолевые клетки-мишени. Т-клетки организма для этого используют Т-клеточный рецептор, причем именно от специфичности Т-клеточного рецептора зависит, какой антиген будет распознавать Т-клетка.

Наши зарубежные коллеги тем временем пошли по пути модификации собственных Т-клеток человека путем «встраивания» в них унифицированных генетических конструкций, кодирующих измененные Т-клеточные рецепторы, — антиген-специфичный химерный антигенный рецептор (CAR) или же классический Т-клеточный рецептор, но иной заданной антигенной специфичности. В нашем совместном проекте, поддержанном РНФ, мы как раз пробуем совместить наработки нашего института и технологии коллег из Японии. С помощью нашего подхода мы предполагаем активировать и выделить клон высокоэффективных противоопухолевых цитотоксических Т-клеток, специфичных к интересующим нас антигенам-мишеням, затем из этих клеток планируется клонировать ген их Т-клеточного рецептора и с применением разработок наших коллег создать генетические конструкции, кодирующие именно отобранный Т-клеточный рецептор. Такая технология позволит получать антиген-специфические T-клетки почти от любого пациента и создавать из них генетическую конструкцию — «охотника за мишенями».

В рамках проекта РНФ профессор Хироши Шику передает нам технологии и продукты, разработанные в его лаборатории, которые мы дополняем здесь своими наработками, преследуя цель создать новые TCR-T-клетки против четырех выбранных для исследования опухоль-ассоциированных антигенов. Кроме того, мы планируем получение и исследование еще трех типов клеточных продуктов: мы должны «установить» генно-модифицированные клеточные рецепторы на T-клетки и исследовать их противоопухолевый потенциал в тестах in vitro и на мышиных моделях.

Наша технология состоит в том, что мы берем у пациента «не-обученные» Т-клетки, после чего в пробирке с помощью дендритных клеток, «нагруженных» антигеном, обучаем эти Т-клетки распознавать и убивать опухолевые клетки-мишени. Затем также in vitro проверяем эффективность «обучения». Если все в порядке, клетки можно вводить обратно пациенту как своего рода иммунную противоопухолевую вакцину. Вместе с японскими коллегами мы двинулись на следующий уровень: после одной процедуры «обучения» Т-клеток достаточно будет клонировать их Т-клеточный рецептор, после чего шаг обучения можно пропускать, используя ген готового TCR. Этот подход позволяет намного сократить время получения T-клеточной вакцины — 5-6 дней вместо 2-3 недель. Т-клетки со «встроенным» TCR оснащены для распознавания и уничтожения опухолевых клеток-мишеней. Собственно, в создании таких клеток-убийц и состоит основная цель клеточной иммунотерапии.

Мышь как модель

Проект недаром зародился в Новосибирске. Именно здесь в 2010 году в Институте цитологии и генетики СО РАН был построен SPF- виварий (Specified Pathogen FREE). Здесь выводятся специальные линии иммунодефицитных мышей, которым можно подсадить любую человеческую опухоль. Вместе с сотрудниками «суперчистого» вивария, которые входят в команду проекта, разрабатываются специальные ксенографтные (хозяин и опухоль различаются по виду) мышиные модели. Мышам, у которых отсутствует иммунная система, вводятся опухолевые клетки человека, а затем CAR-T-клетки со специально встроенной генетической конструкцией. И исследователи изучают, насколько эффективно такие клетки подавляют человеческую опухоль в организме мыши.

«Цель проекта — создать в Сибири современную лабораторию для развития и внедрения в клиническую практику инновационных технологий клеточной иммунотерапии онкологических заболеваний», — поясняет научный сотрудник лаборатории молекулярной биологии НИИФКИ, кандидат биологических наук Мария Кузнецова.

Руководитель проекта профессор Хироши Шику работает на кафедре клеточных технологий и иммунотерапии медицинской школы Университета Миэ. Его лаборатория далеко продвинулась в получении генно-модифицированных клеточных рецепторов, они прошли тестирование на животных, приближаются к клиническим испытаниям. К сожалению, в России все гораздо сложнее с регламентацией клеточных технологий, поэтому не так много исследовательских групп занимаются получением клеток с химерным антигенным рецептором (CAR-рецептор), но они есть. Проект РНФ дает нам возможность выйти на генную модификацию клеток и параллельно освоить всю молекулярную «кухню», включая секвенирование одиночных клеток.

Трудный выбор мишени
Непрофессионалу крайне сложно понять тонкости различных подходов к клеточной терапии. Попробуем изложить доступно. Первый подход — технология на основе специфичных к опухолевому антигену CAR-T-клеток. Самый распространенный пример — технология получения CAR-Т-клеток, специфичных к CD19. Именно с ее помощью был совершен прорыв в лечении лейкозов. Вне проекта РНФ НИИФКИ как раз обсуждает с японскими партнерами передачу для клинических исследований в России зарегистрированной в Японии технологии CD19-специфичных CAR-T-клеток. В рамках же проекта РНФ запланировано апробировать другие подходы, основанные на использовании генно-модифицированных Т-клеток, важнейшее отличие которых от CD19 CAR — в выборе мишени: все подходы проекта направлены на мишени не гематологических, а солидных опухолей. Первая из переданных для исследования — технология получения CAR-T-клеток, специфичных к антигену GD2, чаще всего встречающемуся на клетках опухолей нервных тканей — глиом, глиобластом.

Вторая технология основана на генетической конструкции, кодирующей классический Т-клеточный рецептор, специфичный к антигену NY-ESO-1, молекуле, в больших количествах присутствующей на клетках целого ряда злокачественных опухолей. Вторая технология направлена на получение TCR-Т-клеток, внутри которых содержатся стандартные T-клеточные рецепторы, но не родные, а чужие. Если встроить в любой лимфоцит нужный TCR, он становится клеткой-убийцей, настроенной на определенный вид опухоли. Третий переданный для исследования подход — получение так называемых TCR-подобных CAR-T- клеток (TCR-like CAR-T cells). Здесь тонкости и преимущества подхода кроются в отличии способа распознавания антигенов-мишеней: клетки с классическим TCR-рецептором способны распознавать внутриклеточные молекулы, коими являются опухолевые антигены в подавляющем большинстве, тогда как клетки с CAR-T-рецептором, хотя и обладают рядом преимуществ, на это не способны. Но новейший из перечисленных подходов, позволяющий получать TCR-подобные CAR-T-клетки, решает проблему: искусственно созданные TCR-подобные рецепторы могут «уловить» и внутриклеточные антигены. Это значительно расширяет выбор возможных мишеней для борьбы с раком. Особенно важным становится подбор антигена, на выявление которого «тренируют» клетки иммунной системы.

— В случае с CD19 все просто: это поверхностный антиген, который несут только B-клетки, поэтому злокачественные B-лимфоциты легко обнаруживаются и уничтожаются специфичными CAR-Т-клетками, — комментирует Мария Кузнецова. — С солидными опухолями возникают сложности: в новообразованиях по типу эпителиальных тканей опухоль-ассоциированные антигены могут присутствовать в том числе и в здоровых клетках. Поэтому антиген-мишень должен быть хорошо изучен, не встречаться повсеместно в здоровых тканях организма и быть ассоциированным с несколькими видами опухолей, чтобы технология работала широким фронтом. Наши японские коллеги сконструировали несколько рецепторов, специфичных к таким антигенам. Мы будем исследовать противоопухолевую активность TCR-клеток, специфичных к антигену NY-ESO-1, классических CAR-T-клеток, «настроенных» на антиген GD-2, а также TCR-подобных CAR-T-клеток против опухоль-ассоциированного антигена MAGE-A4. Кроме того, планируем с помощью японских коллег на нашей базе освоить получение TCR-T-клеток, усовершенствованное добавлением наших наработок. Для этой части работы мы подобрали линейку антигенов-кандидатов, из которых выберем те, что пойдут непосредственно мишенями в создание технологии.

— По окончании проекта мы планируем провести клинические испытания готовых CAR-T-клеток, переданных нам японцами, и созданных нами генетических конструкций. Параллельные испытания в Японии и в России позволят выбрать наиболее эффективные подходы к лечению различных солидных опухолей, — добавляет Сергей Сенников.

Почти хоккейная команда
— Для меня это очень интересный опыт, воодушевлена происходящим, — улыбается Маря Кузнецова. — Мы вместе с коллегами из Японии однажды обсуждали масштаб наших исследований и решили, что тянем не меньше чем на хоккейную команду: как известно, с учетом основного и запасного состава это 17-20 хоккеистов, работа которых должна быть хорошо спланирована и скоординирована, как у исследователей, участвующих в нашем проекте. В команду входят и сотрудники других институтов СО РАН, и японские ученые, и студенты. Раз в неделю обязательно проводим семинар для всех исследовательских групп. Я закончила факультет естественных наук Новосибирского государственного университета и за время работы в НИИФКИ успела получить опыт руководства небольшими работами. Но сейчас, с учетом спектра задач, выхода на новый уровень ответственности, особенно сильно чувствую свое профессиональное развитие.

— Учитывая амбициозность наших целей, я бы сказал, что это не просто проект, а целая программа, — считает профессор Хироши Шику. — Всегда интересно интегрировать в единое целое различные цели, подходы и научные бэкграунды — это обогащает работу команды и улучшает результаты. В нашем международном коллективе отличным образом комбинируются зрелые ученые, научные администраторы и жадные до изучения нового молодые таланты, готовые внести свой вклад в перспективные исследования.

— Мы готовы взять еще 5-10 молодых специалистов, — добавляет Сергей Сенников. — Первый год работы по гранту РНФ завершился хорошими публикациями. Мы ведем работу над различными генетическими конструкциями. Сейчас, например, разрабатываем специальные вставки, позволяющие увеличить эффективность CAR-T-клеточной терапии. Но хочу подчеркнуть другое: за последние годы исследователи далеко продвинулись в разработке клеточных технологий. Возможность перенести из одной клетки в другую CAR-рецептор означает, что клетке можно придать любые свойства. Такая технология открывает замечательные перспективы для лечения многих заболеваний, не только онкологических.