Генетики закончили «перепись» раковых опухолей

06.02.20

Международная группа ученых со всего мира закончила масштабный труд. Им удалось расшифровать геномы 2,6 тыс. опухолей, относящихся к 38 видам рака. Удалось установить, что в среднем в каждой ДНК изученных раковых клеток находится около опасных 5 мутаций. При этом многие из мутаций оказались одинаковыми для несколько десятков разновидностей рака.

В консорциум генетиков PanCancer Analysis of Whole Genomes(PCAWG), который занимался изучением раковых опухолей, входят 1,3 тыс. ученых из 37 стран, в том числе России. Как известно рак чаще поражает пожилых людей. Это связано с ухудшением способности организма противостоять разрывам в ДНК в старости и увеличением числа мутаций в геноме.

Специалисты, проанализировав огромное количество ДНК раковых клеток, пришли к выводу, что  почти все типы опухоли имели одинаковое число важных мутаций, необходимых для формирования раковых клеток. Значит, именно мутации в раковых клетках приводят к развитию заболевания. Однако причины возникновения около 5% случаев рака до сих пор остаются загадкой для ученых.

«Наша работа поможет понять, почему два пациента с одинаковым типом опухоли совершенно по-разному реагируют на одно и то же лекарство. Геномы каждого из них уникальны, однако внутри их ДНК скрывается конечное число шаблонов поведения раковых клеток, раскрыть которые мы сможем благодаря большим исследованиям, подобным нашему»,

— говорит профессор Питер Кэмпбелл, один из соруководителей консорциума.