У пациентов с глиомой обнаружены структуры, которые могут помочь в борьбе с опухолями

05.07.2021

Глиома — смертельно опасная опухоль мозга.  Прогноз неблагоприятный. Лечится рак мозга сложно, так как орган окружают барьеры, не позволяющие иммунной системе проникнуть в нужное место.

Ученым шведского Уппсальского университета удалось обнаружить у пациентов с глиомой структуры, находящиеся рядом с опухолью. В них клетки могут быть активированы для атаки на опухоль. Эти структуры похожи на лимфатические узлы, пишет Eurek Alert.

«Было чрезвычайно интересно впервые обнаружить наличие структур, подобных лимфатическим узлам, у пациентов с глиомой. Эти структуры известны как третичные лимфоидные структуры (TLS), и они не встречаются у здоровых людей. В них есть все компоненты, необходимые для поддерживают активацию лимфоцитов на месте, что означает, что они могут оказывать положительное влияние на противоопухолевый иммунный ответ», — говорит первый автор исследования Алессандра Ваккаро —  аспирант кафедры иммунологии, генетики и патологии.

В экспериментах с мышами специалисты показали, что образование TLS в головном мозге может быть вызвано иммунотерапией у грызунов с глиомой. Это подтвердило множество опытов: когда исследователи обрабатывали мышей иммуностимулирующими антителами (αCD40), образование TLS усиливалось,  и это всегда происходило вблизи опухолей.

Исследователи также показали, что образование TLS в головном мозге может быть вызвано иммунотерапией у мышей с глиомой. Действительно, когда они обрабатывали мышей иммуностимулирующими антителами, называемыми αCD40, образование TLS усиливалось и всегда происходило вблизи опухолей.

«Теперь, когда известно,  что иммунотерапия может модулировать образование третичных лимфоидных структур в головном мозге, открываются захватывающие возможности для поиска новых способов регулирования противоопухолевого иммунного ответа при глиоме», — считает Анна Димберг, руководившая исследованием.

Сейчас  αCD40 проходит клинические испытания для лечения опухолей головного мозга.