Третий не лишний. Выявлен еще один пациент, полностью избавленный от ВИЧ

53-летний «дюссельдорфский пациент» стал третьим человеком, организм которого очистился от ВИЧ после замены костного мозга стволовыми клетками от устойчивого к инфекции донора.

Людей, зараженных ВИЧ, обычно лечат антиретровирусными препаратами, которые снижают вирусную нагрузку до почти неопределяемого уровня и предотвращают передачу инфекции другим людям. Но иммунная система хранит вирус в резервуарах организма, таких как, например, лимфатические узлы или костный мозг. Настоящее исцеление предполагает устранение хранилищ, и это, по-видимому, имело место в организме человека, чье имя не называется.

«Дюссельдорфский пациент» перестал принимать антиретровирусную терапию в 2018 году, и с тех пор ВИЧ у него не выявлялся. Впервые метод замещения костного мозга стволовыми клетками был использован для лечения Тимоти Рэя Брауна, которого иногда называют «берлинским пациентом». В 2007 году удаленный у него для лечения острого миелолейкоза костный мозг заменили стволовыми клетками от здорового донора. А у этого донора была генетическая мутация CCR5Δ32/Δ32, из-за которой на поверхности его клеток не было белка-рецептора CCR5, используемого ВИЧ для проникновения в иммунные клетки жертвы. Получив такие устойчивые к вирусу клетки, Браун перестал принимать антиретровирусную терапию и жил без ВИЧ до своей смерти в 2020-м.

В 2019 году такая же процедура избавила от ВИЧ «лондонского пациента» Адама Кастильехо, а в 2022-м появились сообщения о «нью-йоркском пациенте», у которого ВИЧ не выявлялся 14 месяцев, но по его поводу ученые предостерегают от поспешных выводов. В 2013-м группа врачей и ученых под руководством вирусолога Бьерна-Эрика Йенсена из больницы при Дюссельдорфском университете в Германии разрушила раковые клетки костного мозга пациента с острым миелолейкозом и трансплантировала ему стволовые клетки от донора с мутацией CCR5Δ32/Δ32.

На протяжении следующих пяти лет при анализе образцов тканей и крови «дюссельдорфского пациента» в них еще обнаруживались иммунные клетки, специфически реагирующие на ВИЧ, что не исключало сохранения резервуара вируса в его организме. Однако пересадка иммунных клеток пациента специальной линии мышей с «очеловеченной» иммунной системой показала, что никакого размножающегося вируса в них нет. С тех пор «дюссельдорфский пациент» антиретровирусных лекарств не принимает и намерен посвятить оставшиеся годы жизни привлечению средств для поддержания научных исследований.

Марина АСТВАЦАТУРЯН

Нет комментариев