Синдром раздражённого кишечника связан с гравитацией — новое исследование

02.12.2022

Точная причина возникновения синдрома раздраженного кишечника (СРК) неизвестна. Гастроэнтеролог Бреннан Шпигель из больницы Cedars-Sinai в Лос-Анджелесе выдвинул необычную новую гипотезу.

В статье, опубликованной в Американском журнале гастроэнтерологии, Шпигель утверждает, что СРК вызывается неспособностью организма справляться с гравитацией.

Наш кишечник, объясняет Шпигель, подобен большому мешку с картошкой, который мы должны носить с собой всю жизнь. Если обычное управление гравитацией нашего тела по какой-либо причине не удается, диафрагма может соскользнуть вниз и сдавить кишечник, что может вызвать проблемы с моторикой и чрезмерный рост бактерий.

«Наша нервная система также развивалась в мире гравитации, и это может объяснить, почему многие люди ощущают «бабочки» в животе, когда испытывают страх, — говорит Шпигель. Любопытно, что подобные ощущения возникают и при падении на Землю — например, при катании на американских горках или в турбулентном самолете. Нервы в кишечнике подобны древнему детектору перегрузки, который предупреждает нас, что вот-вот мы испытаем опасное падение. Это всего лишь гипотеза, но люди с СРК могут быть склонны к чрезмерному прогнозированию угроз перегрузки, которые, к счастью, не случаются».

Гипотезу ученого легко проверить, к тому же она не исключает другие теории развития СРК. В настоящее время не существует точного теста на СРК, и его симптомы сильно различаются от пациента к пациенту. В результате диагноз обычно ставится как диагноз исключения. Когда исключены другие расстройства, которые могут вызывать кишечные симптомы: боль, вздутие живота, спазмы, запор или диарея — пациентам обычно говорят, что у них СРК.

Сегодня считается, что около 10% людей во всем мире страдают от этого синдрома. Шпигель — один из многих ученых, пытающихся выяснить причину возникновения болезни. Гравитация, утверждает специалист, может быть силой заземления, которая объединяет все эти разные симптомы. Согласно концепции ученого, неупорядоченная реакция на гравитацию может также вызвать расстройство взаимодействия кишечника с мозгом. В результате гравитации кишечник сдавливается и может даже воздействовать на микробиом, вызывая гиперчувствительность, воспаление или дискомфорт.

«Существует такое разнообразие объяснений, что я задался вопросом, могут ли все они быть одновременно верными, — отмечает ученый. — Размышляя над каждой теорией, от теории подвижности до бактерий и нейропсихологии СРК, я понял, что все они могут указывать на гравитацию как объединяющий фактор. Поначалу это казалось довольно странным, но по мере того, как я развивал идею и обсуждал ее с коллегами, она стала обретать смысл».

Если СРК вызывается тем, что организм пытается справиться с гравитацией, то это может объяснить, почему физиотерапия и физические упражнения могут оказаться столь полезными для облегчения его симптомов. Это также может объяснить, почему серотонин имеет тенденцию к повышению у пациентов с СРК. Серотонин — это нейротрансмиттер, который в основном вырабатывается в кишечнике для регуляции дефекации, а также нашего настроения, но слишком большое его количество может вызвать диарею. Он также участвует в регуляции нашего кровяного давления в ответ на гравитацию.

Шпигель считает, что без серотонина мы  не смогли бы встать, сохранить равновесие, и даже циркуляция крови не происходила бы.

«Нарушение регуляции серотонина может быть формой нарушения гравитации, — утверждает исследователь. — Когда биология серотонина ненормальна, у людей может развиться СРК, тревога, депрессия , фибромиалгия и хроническая усталость. Это могут быть формы непереносимости гравитации».

Фото: pixabay