Проверено на двойнике. Предложен новый подход к персонализированному лечению гипертонии

По-настоящему персонализированная медицина возможна, если удастся каждого реального пациента «оцифровать». Ученые Университета «Сириус» предложили новую технологию решения этой глобальной задачи. Они разработали математическую модель (программу), которая способна предсказывать результаты лечения артериальной гипертонии — сложного мультифакторного заболевания, для лечения которого используются разные классы лекарственных препаратов.

После введения данных конкретного человека программа создает множество виртуальных пациентов и предсказывает для них наиболее вероятный эффект приема разных лекарств, причем предлагает дополнительные исследования, которые необходимо провести для назначения наиболее эффективного лечения.

Специалисты сначала разработали модель сердечно-сосудистой системы человека, учитывающую его возраст, пол, вес и другие параметры. Отдельно на основе имеющихся данных клинических испытаний лекарств была разработана модель действия существующих препаратов от гипертонии и их различных комбинаций. Созданная программа сопоставляет эти модели и выдает прогноз, что именно и в каком соотношении будет эффективно для конкретного человека. Результаты работы ученых опубликованы в научном журнале Frontiers in Physiology.
«Цифровую модель пациента невозможно построить на все заболевания сразу — это слишком сложная задача. Поэтому наш подход — создать набор основных блоков, а уже из них собирать модель под заданного пациента и болезнь. Подобные модели не строятся с нуля, они всегда имеют сложную эволюционную природу, развиваются вместе с получением новых данных о самом человеке. Например, данные, которые мы использовали сейчас, были получены еще в 1972 году, но только теперь специалисты поняли, что с ними можно сделать», — объясняет Федор Колпаков (на снимке), ведущий научный сотрудник направления «Вычислительная биология» и руководитель проекта.

Теперь ученые планируют в свою модель включить еще и генетическую предрасположенность к гипертонии. Тогда программа, предполагают они, не просто сможет спрогнозировать проблемы с давлением и сосудами у человека, а еще и сказать, когда именно это произойдет.
Клинические исследования своей технологии ученые планируют провести совместно с Национальным медицинским исследовательским центром им. В.А.Алмазова и Центром новых медицинских технологий (Новосибирск).

Пресс-служба Университета «Сириус»