«Прерывистый метод» оказался бессилен в борьбе с меланомой

28.04.20

Меланома – одна из самых опасных злокачественных опухолей. Она стремительно прогрессирует и дает метастазы во все органы человека.

Ученые установили, что примерно у половины пациентов с меланомой нормальный протеин BRAF, который управляет ростом здоровых клеток, мутирует и начинает работать на опухоль. Препараты, которые блокируют измененный протеин, существуют, проблема в том, что они действуют всего несколько месяцев, а потом опухоль вновь начинает расти. В поисках решения проблемы ученые предложили нестандартный ход: в момент, когда опухоль начинает расти, делать перерывы в лечении. Теория была основана на идее, что опухоль со временем становится зависимой от препарата и не получая его, на какое-то время сокращается в объемах. Исследование, опубликованное в журнале Nature  в 2013 году,  подтвердило правомерность этой догадки. Мыши на «прерывистом методе» жили вдвое дольше тех, что получали препарат ежедневно.

Однако первое же испытание на людях разрушило все надежды ученых, пишет издание Science. Опухоли у пациентов на «прерывистом методе» начинали расти уже через 5,5 месяцев. А при традиционном – только через 9. Выживаемость при этом осталась такой же – около 4 процентов через 4 года.

«Было много причин думать, что это может сработать. … Это казалось очень мощной идеей», — посетовал руководитель исследования Ален Алгази из Калифорнийского университета (Сан-Франциско).

Ученые подозревают, что проблем в разной скорости усвоения лекарств у человека и мыши. Но при этом надеются, что метод может сработать при лечении других видах злокачественных опухолей, например, при раке предстательной железы.