Поставят блок? Экспериментальное лекарство от болезни Паркинсона показало свою безопасность

Соединение для борьбы с пока неизлечимым нейродегенеративным заболеванием успешно прошло испытания на животных и стадию оценки безопасности (но не эффективности) на человеке. Ценность этого соединения в том, что оно подавляет клеточный сигнальный путь, который запускает патологический процесс и на который ученые были нацелены последние 20 лет. В настоящее время начинаются расширенные клинические исследования этого препарата, сообщает Science.org.

Болезнью Паркинсона страдают 10 миллионов человек во всем мире. В головном мозге этих людей перестали производить нейротрансмиттер дофамин, а то и вовсе погибли определенные клетки, дофаминергические нейроны. Со временем это приводит к нарушению функций мозга, тремору и потере мышечного контроля. Существующие лекарства могут восполнить недостаток дофамина и уменьшить симптомы болезни Паркинсона, но нет средств терапии, способных замедлить или сдержать ее развитие. Объектом нового исследования стал ген фермента под названием «богатая лейцином повторная киназа 2» (leucine-rich repeat kinase 2, LRRK2). Люди с мутацией по этому гену подвержены высокому риску болезни Паркинсона. Помимо прочих, роль LRRK2 заключается в том, чтобы модифицировать семейство белков гуанозин-фосфатаз Rab, которые служат своего рода диспетчерами, направляющими потоки белков внутрь клетки и из нее.

В 2012 году исследователи из компании Genentech открыли кандидатный препарат, который подавляет LRRK2. Ученые из калифорнийского стартапа Denali Therapeutics незначительно изменили структуру этого вещества и получили лекарство-ингибитор LRRK2 (DNL201), которое можно принимать до месяца. В экспериментах на животных было показано, что DNL201 действительно блокирует LRRK2, снижает функцию Rab и улучшает работу лизосом. Но уже в исследованиях на животных выяснилось, что в тканях легких и почек, которые обычно производят продукт гена LRRK2, называемый дардарином, на высоком уровне, появились более крупные, чем обычно, везикулы. Это вызвало опасения относительно возможных побочных эффектов, которые препарат DNL201 может вызвать у людей. А потому до начала клинических испытаний авторы на протяжении 28 дней давали DNL201 крысам, макакам и 150 добровольцам. Идея заключалась в том, чтобы снизить уровень дардарина до значений, при которых функция белков Rab восстановилась бы до нормальной, но сделать это так, чтобы не заблокировать дардарин полностью. У животных лекарство снизило уровень Rab и улучшило функцию лизосом; 122 добровольца и 28 пациентов с болезнью Паркинсона переносили DNL201 хорошо, никаких признаков проблем с легкими или почками и других побочных эффектов у них также не наблюдалось.