Погибшие клетки — «вакцина» против рака. Новый метод лечения онкологии от российских ученых

26.04.2021

Существующие сегодня методы лечения онкологии сложны и, главное, небезопасны. Препараты, используемые при химиотерапии, атакуют не только опухолевые, но и здоровые клетки; лучевая терапия может «задеть» и другие органы. Поэтому поиски безопасного уничтожения раковых клеток не прекращаются.

Один из перспективных методов лечения — с помощью фотодинамики. Нижегородские ученые (Институт биологии и биомедицины Университета Лобачевского) придумали способ, который можно назвать вакцинацией от рака. Для этого были использованы новые типы фотосенсибилизаторов — веществ, «усиливающих» действие света — из группы порфиразинов. Статья ученых опубликована в журнале Scientific Reports.

«Мы выбрали несколько вновь синтезированных фотодинамических агентов (фотосенсибилизаторов) для своих экспериментов, — цитирует «РГ»  одного из авторов исследования, директора Института биологии и биомедицины Университета Лобачевского Марию Ведунову. — Сначала в пробирках увидели активацию иммунной системы. Потом раковые клетки вырастили в пробирке, убили их нашим агентом, причем убили так, чтобы спровоцировать иммунную систему на ответ. Привлечение внимания иммунной системы к опухолевому очагу произошло в результате выброса из погибающих клеток так называемых молекул опасности (DAMPs). Вкололи эти погибающие клетки животному, подождали неделю, а потом сделали прививку опухоли. И оказалось, что она не начала развиваться! То есть, эти ранее введенные погибшие клетки стали своего рода вакциной от рака».

С помощью активирования иммунитет таким способом ученые предполагают добиться долгой ремиссии или полного выздоровления.