Победить артрит помогут куриные эмбрионы

Ученые СКФУ предложили и проверили на лабораторных животных эффективный, безопасный и доступный способ борьбы с ревматоидным артритом.
Противовоспалительный эффект достигается за счет производных белков, выделенных из эмбриональных и внеэмбриональных тканей птиц.

Как отметили ученые, ревматоидный артрит является наиболее частым аутоиммунным заболеванием. Он занимает первое место среди причин воспалительных  поражений суставов и считается одной из основных причин ранней инвалидности. Для облегчения симптомов этого тяжелого хронического заболевания используются различные медицинские противовоспалительные препараты (от кортикостероидов до лекарственных средств на основе стволовых клеток), но у большинства из них довольно широкий спектр противопоказаний.

К тому же прием подобных лекарств может сопровождаться ярко выраженными побочными реакциями. По всему миру ведется поиск других эффективных,  безопасных и недорогих стратегий борьбы с ревматоидным артритом. В качестве альтернативы рассматриваются биологические препараты, но для их создания важно найти богатое биологически активными соединениями и при этом доступное, быстро воспроизводимое и эпидемиологически безопасное сырье.

Ученые СКФУ предложили использовать в качестве источника такого сырья эмбриональные и внеэмбриональные ткани птиц.

«Мы на протяжении многих лет работаем с куриными эмбрионами, – рассказал ведущий научный сотрудник лаборатории экспериментальной иммуноморфологии, иммунопатологии и иммунобиотехнологии СКФУ Игорь  Ржепаковский. – Они очень богаты биологически активными веществами, в частности пептидами и аминокислотами, а также удобны в работе в технологическом плане. Неслучайно в мировой науке куриные эмбрионы широко используют для выделения различных биологически активных веществ. Субстанции на их основе в некоторых странах, например в Китае, уже применяются в качестве эффективных нутрицевтиков».

Недавние исследования, в том числе ученых СКФУ, показали, что экстракты тканей куриного эмбриона обладают выраженным противовоспалительным действием, а также высокими антиоксидантными и иммуномодулирующими свойствами. Научные работники вуза с помощью различных методов гидролиза получили такой экстракт, содержащий биологически активные пептиды и аминокислоты. Был проведен химический анализ данной субстанции, исследована ее антиоксидантная и противовоспалительная активность in vitro, после чего проведен эксперимент на лабораторных крысах. Проверялась эффективность экстракта против адъювантного артрита.

«Это классическая модель, на которой изучается противовоспалительное действие различных веществ, – рассказал ведущий научный сотрудник лаборатории экспериментальной иммуноморфологии, иммунопатологии и иммунобиотехнологии СКФУ Сергей Писков. – Она является наиболее приближенной по патогенезу к ревматоидному артриту у человека. Эффективность нашей субстанции мы изучали на 28-й день эксперимента после двух недель ее приема крысами в дозах 60 и 120 мг / кг массы тела и сравнивали ее с эффективностью диклофенака натрия – классического нестероидного противовоспалительного препарата. Оценка воздействия на организм больного животного проводилась с помощью методов компьютерной рентгеновской микротомографии и гистопатологического анализа. Наша  субстанция показала высокий восстановительный эффект: она уменьшала воспаление околосуставных тканей, ингибировала процесс разрушения костной ткани и снижала дегенерацию хряща. По своей эффективности наш экстракт оказался близок к диклофенаку, при этом, в отличие от последнего, он не вызывает побочные эффекты в случае превышения дозы, индивидуальной высокой чувствительности к препарату. Важно то, что наша субстанция не токсична. Она может быть мощным нутрицевтиком, использоваться в составе продуктов функционального и лечебного питания».

Исследование проводилось на протяжении года. В нем участвовали ученые из Германии и Индии. Исследователи подчеркнули: у всех воспалительных процессов,