По личным обстоятельствам. Лечить гипертонию лучше персонифицированно

Врачи не устают повторять, что после 40 лет каждому следует регулярно проверять кровяное давление. И если показатели отличаются от нормальных, то нужно немедленно начать прием соответствующих лекарств. Но оказывается, есть группа людей, давление которых не приходит в норму даже под действием сразу нескольких препаратов. В таких случаях говорят о резистентной артериальной гипертензии. К пациентам с таким диагнозом требуется персонифицированный подход. Разработкой соответствующей методологии занимается профессор кафедры фармакологии Рязанского государственного медицинского университета им. академика И.П.Павлова, доктор медицинских наук, доцент Алексей ЩУЛЬКИН (на снимке). Тема его исследований поддержана грантом Президента России.

— Алексей, насколько сегодня проблема артериальной гипертензии актуальна для России и мира?
— Артериальная гипертензия (АГ) или гипертония — это синдром повышения систолического артериального давления выше 140 миллиметров ртутного столба и диастолического более 90. В 90-95% случаев он связан с гипертонической болезнью — хронически, то есть перманентно протекающим заболеванием. Остальное — это разные варианты симптоматической артериальной гипертензии, связанные с другими болезнями. В 2010 году АГ страдал 31% населения мира. В нашей стране число тех, кто имеет повышенное давление, с 1998-го по 2017 годы увеличилось с 35,5 до 43,3%.

Стоит подчеркнуть, что артериальная гипертензия является одним из основных факторов риска заболеваний сердечно-сосудистой системы.

— Вы занимаетесь резистентной артериальной гипертензией. Что она собой представляет?
— В последние годы сложился доказательный и системный подход к лечению артериальной гипертензии. Он включает повышение физической активности, отказ от курения, правильное питание и применение пяти основных групп антигипертензивных лекарственных препаратов. Это ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента, ингибиторы рецепторов ангиотензина II, бета-адреноблокаторы, блокаторы кальциевых каналов, диуретики.

Порой при артериальной гипертензии используют сразу три препарата, причем в максимально переносимых дозировках. Но бывают случаи, когда даже при таком лечении целевые показатели не достигаются. Такую болезнь относят к категории «резистентной артериальной гипертензии» (РАГ).

В России РАГ встречается у 10% пациентов с артериальной гипертензией, а в мире, по данным зарубежных популяционных исследований, — 12-15%.

— Что грозит людям, имеющим повышенное давление?
— Если не контролировать давление и ничего не предпринимать при высоких показателях, то это может привести к серьезным негативным последствиям. Этот факт подтверждают многочисленные научные данные. В частности, в ходе исследования с участием более 200 тысяч человек, страдающих артериальной гипертензией, было обнаружено, что у больных с РАГ риск неблагоприятных сердечно-сосудистых событий на 47% выше, чем у остальных.

В результате другого, столь же масштабного, исследования было установлено, что резистентная артериальная гипертензия на 32% увеличивала риск развития тяжелой хронической болезни почек, на 46% — заболеваний сердца, на 14% — инсульта, на 6% — смерти. Из всего этого следует однозначный вывод, что РАГ — серьезная проблема современного здравоохранения.

— В чем заключается персонифицированный подход, который вы применяете?
— Для лечения резистентной артериальной гипертензии используют комбинацию препаратов. Однако при этом не учитываются индивидуальные механизмы развития резистентности, а также индивидуальные особенности фармакокинетики антигипертензивных препаратов, то есть процессов их химического превращения в организме пациентов. Учитывая, что у пациентов часто несколько заболеваний и им приходится из-за этого принимать ежедневно несколько лекарственных препаратов, логично предположить, что фармакокинетика антигипертензивных препаратов будет меняться, а это, в свою очередь, приведет к изменению их эффективности и может вызвать побочные эффекты. Это направление слабо освещено в зарубежной и отечественной литературе. В нашей работе, поддержанной грантом Президента РФ, мы стараемся ликвидировать этот пробел.

— И в чем суть ваших исследований?
— Впервые в России мы оценим концентрацию антигипертензивных лекарственных препаратов (лизиноприла, амлодипина, индапамида, валсартана и метопролола) в плазме крови соответствующих пациентов. На основании полученных результатов обследуемые будут разделены на две группы. В первую войдут больные, у которых концентрации антигипертензивных препаратов в плазме крови снижены. Во вторую — те, у кого они сопоставимы с показателями у пациентов с контролируемым артериальным давлением, принимающими аналогичные препараты в тех же дозировках.

В дальнейшем уже впервые в мире мы проанализируем возможные причины снижения концентрации антигипертензивных лекарственных веществ в плазме крови. Это может быть из-за плохого их всасывания, ускоренного выведения или повышенного метаболизма.
Проект наша группа выполняет вместе с кафедрой фармакологии и кафедрой госпитальной терапии с курсом медико-социальной экспертизы Рязанского государственного медицинского университета в рамках федеральной инновационной площадки «Центр комплексного изучения фармакокинетики лекарственных веществ (in vitro, in vivo)». Мы намерены изучить причины развития резистентной артериальной гипертензии и разработать персонифицированный подход к ее терапии.

— Вам уже удалось чего-то дос­тичь?
— Да, первые результаты уже получены. Мы сопоставляли содержание антигипертензивных препаратов в сыворотке крови у пациентов с контролируемой и неконтролируемой артериальной гипертензией. Выяснилось, что в обеих группах не менее, чем у трети пациентов, принимавших лизиноприл, амлодипин, валсартан, индапамид, не были достигнуты их терапевтические концентрации в крови. Это дает потенциальную возможность повысить эффективность терапии за счет более точного определения необходимых дозировок препаратов.

Кроме того, в сыворотке крови 7,1% пациентов обнаружились антигипертензивные препараты, которые им не назначались. Это свидетельствует о том, что они занимались самолечением. А значит, медикам надо выстраивать доверительные отношения с больными, объяснять им вред самолечения и контролировать правильность выполнения врачебных рекомендаций.
Также мы подали заявку на патент на способ одновременного определения концентраций пяти антигипертензивных препаратов (лизиноприла, индапамида, валсартана, метопролола и амлодипина) в сыворотке крови.

Надеемся, что эти исследования помогут повысить эффективность лечения резистентной артериальной гипертензии. Это будут большой прогресс для медицины и новая возможность для пациентов, которые страдают от коварного недуга.

Василий Янчилин

Нет комментариев