Nature Communications: в человеческом молоке обнаружили живые клетки. Они могут помочь в исследованиях рака молочной железы

28.01.2022

Исследование, проведенное  учеными Кембриджского института стволовых клеток Wellcome-MRC (CSCI) и факультета фармакологии Кембриджского университета, было посвящено изменениям, происходящим во время лактации. Для этого специалисты исследовали клетки, обнаруженные в грудном молоке.

Ткань молочной железы динамична и меняется в период полового созревания, беременности, грудного вскармливания и старения. Работа, проведенная доктором Алесией-Джейн Твиггер (CSCI), показала: клетки в молоке, которые когда-то считались мертвыми или умирающими, на самом деле очень даже живые. И они дают  исследователям возможность не только изучить изменения, происходящие в тканях молочной железы во время лактации, но и получить представление о потенциальном раннем индикаторе развития рака молочной железы в будущем.

«Я считаю, что, изучая клетки человеческого молока, мы сможем ответить на некоторые из самых фундаментальных вопросов, касающихся функции молочной железы, например: как вырабатывается молоко? Почему некоторым женщинам трудно вырабатывать молоко? и какие стратегии можно использовать для улучшения результатов грудного вскармливания для женщин?» — сказала Твиггер.

Исследователи собрали образцы грудного молока у кормящих женщин, а также образцы ткани молочной железы у некормящих (их пожертвовали женщины, решившие на пластическую операцию по уменьшению груди). Используя анализ секвенирования РНК одиночных клеток, команда провела новое сравнение состава клеток молочной железы, взятых с использованием этих двух методов, и идентифицировала различия между лактирующими и нелактирующими молочными железами человека.

Хотя доступ к ткани молочной железы для исследования зависит от доноров, уже перенесших операцию, получить образцы грудного молока гораздо проще. Доноры грудного молока привлекаются через акушерок или женские сети (сейчас эта задача усложняется пандемией) и соглашаются со временем делиться своими образцами. Типичная суточная продукция кормящих женщин составляет от 750 до 800 мл, а размер выборки для исследования Твиггер составляла в среднем всего 50 мл. Это количество может содержать сотни тысяч клеток для исследования.

Статья  опубликована в журнале  Nature Communications.