Микеланджело опередил медицинскую науку на столетие, выяснили ученые

27.12.19

«Давид» Микеланджело — пожалуй, самая знаменитая статуя в мире. И даже спустя века она способна удивлять. Как скульптор передал внутреннее напряжение внешне спокойного Давида перед поединком с Голиафом?

Внимательно посмотрите на фотографию, прежде чем читать дальше…

Ответ заключается в знании анатомии. В момент крайнего возбуждения у любого здорового молодого человека вздувается яремная вена (она находится над ключицей).  Именно эту деталь подметил Микеланджело. И в этом не было бы ничего особенного, если бы не один нюанс.

«В то время, когда «Давид» был создан, в 1504 году, [анатом и врач] Уильям Гарвей еще не описал истинную механику кровеносной системы. Это произошло только в 1628 году»,

— говорит доктор Даниэль Гельфман из Мэрианского университета в Индианаполисе.

О своем открытии профессор написал в письме, опубликованном 26 декабря в журнале JAMA Cardiology .

«Микеланджело, как и некоторые его художественные современники, имел анатомическую подготовку. Я понял, что он, должно быть, заметил временное яремно-венозное растяжение у здоровых людей, которые возбуждены»,

— писал Гельфман.

Художник использовал эту анатомическую деталь и в его скульптуре Моисея на могиле папы Юлия II в Риме. И, напротив, яремная вена недавно умершего Иисуса, лежащая на коленях его матери в пьете Микеланджело, не расширена и не видна. Иными словами, художник — осознанно или нет — сделал медицинское открытие за столетие до специалистов в этой области.

 

Нет комментариев