В роли витамина. Творческие вузы воюют с социальным напряжением

Первая половина 2020 года стала тяжелым испытанием для представителей творческих профессий. Ушли на дистанционный формат университеты и профессиональные училища, отменились концерты и выставки, полностью или частично закрылись театры и кинотеатры — культурная жизнь во всем мире, казалось бы, застыла.

Летом Роспотребнадзор пошел навстречу вузам искусств, дав разрешение частично проводить прием очно и заниматься «глаза в глаза» по некоторым дисциплинам. Руководители университетов, безусловно, были благодарны за подобное понимание. Однако принятых мер оказалось явно недостаточно.

Конечно, и педагоги, и студенты приняли все предписанные ограничения. Но за несколько месяцев стало очевидно, что дистанционно всеми необходимыми для служителей Мельпомены навыками не овладеть и те немногие очные занятия дают буквально критический минимум, который нужен актерам для выживания.

О том, с какими проблемами пришлось столкнуться в уходящем году, ректоры творческих университетов, рассказали на пресс-конференции «Образование в театральных вузах России в эпоху COVID-19. Итоги года» в МИА «Россия сегодня».

«Мы — вузы искусств, у нас своя специфика преподавания, — отметил ректор Театрального института им. Б.Щукина Евгений Князев. — Нельзя через экран монитора понять человека, так мы теряем качество образования. Нам нужно, чтобы студент интеллектуально «преобразовывался», был полностью погружен в процесс обучения, ведь одного таланта к перевоплощению мало. В этом году мы не смогли по-настоящему ни показать дипломные спектакли, ни провести экзамены. Но самое главное — мы потеряли возможность приглашать зрителя, а ведь именно для него выступает артист, от него получает отдачу и энергию».

Обеспокоенность по поводу плотно вошедших в нашу жизнь цифровых технологий выразил и ректор Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А.Герасимова Владимир Малышев.

«С грустью констатирую, что мы вошли в цифровую эпоху и из нее, похоже, уже не выйдем, — высказался он. — Наша задача — сохранить традиционное творческое обучение, апробированное десятками поколений. Но если дистанционный период продлится долго, что-то может начать забываться».

Малышев посочувствовал студентам по поводу их вынужденного «домоседства» еще и потому, что молодые люди лишились возможности «жить жизнью института». Реальное общение — суть творческих профессий, и без него образовательный процесс, по словам ректора, стал «полутворческим».

Помимо всего прочего, у выпускников театральных училищ возникли проблемы с трудо-устройством, ведь из-за пандемии театры перестали брать на работу артистов. Как следствие — у вузов искусств замерли на месте показатели в мониторингах.

Но руководители университетов верят, что трудности все-таки временны, и убеждены, что реальных оснований для пессимизма пока нет. Их не покидает надежда, что «эпоха коронавируса» скоро закончится и студенты снова смогут вернуться в родные мастерские. А пока они принимают правила игры и не опускают руки: «театр и не такое переживал». Ректоры единогласны: само искусство сегодня востребовано как никогда, и миссия артистов — сделать его утешающим и повышающим духовный настрой.

«Людям стало труднее жить по всему миру, — констатировал ректор ГИТИСа Григорий Заславский. — Кто их поддерживает и вдохновляет? Конечно, мы, артисты. Наша роль — гармонизировать общество в сложных обстоятельствах. Получается, мы в некотором смысле, как витамины, повышаем иммунитет и снижаем социальное напряжение, которое проявляется повсеместно».

Татьяна ЧЕРНОВА

Нет комментариев