Неспящие в Провансе. Сооружение гигантского реактора идет полным ходом

23.05.2020

Во Франции отменили режим строгой изоляции — людям разрешили выходить на прогулки и ездить за город. Заработали школы, детские сады и некоторые магазины. Почти два месяца французы просидели взаперти, стараясь следовать рекомендациям, данным местными властями и Всемирной организацией здравоохранения. И хотя в целом сейчас условия смягчились, правительство все-таки посоветовало организациям не выводить своих сотрудников из удаленного режима как можно дольше. Вероятно, для многих предприятий это стало новым ударом, но только не для Международного экспериментального термоядерного реактора (ИТЭР).

В Провансе, на площадке, где строится первый в мире термоядерный реактор нового поколения, к карантину отнеслись очень серьезно — еще в начале марта его руководство дало распоряжение оперативно готовиться к переходу на удаленку.

— В ИТЭР стали принимать меры почти сразу, как коронавирус появился в Европе, — рассказал «Поиску» инженер отдела сборки Владимир Тронза. — В тот момент хорошо среагировал IT-отдел —  быстро организовал большое количество лицензий и виртуальных серверов, чтобы все могли оперативно связываться и взаимодействовать внутри домашней сети. Мы провели тесты и убедились, что в случае чего несколько тысяч человек смогут перейти на удаленную работу без проблем.
После 16 марта так и случилось — около 90% офисных работников ИТЭР были отправлены на самоизоляцию. При этом руководство позаботилось о том, чтобы у каждого сотрудника присутствовало дома необходимое оборудование, — специалистам разрешили забрать из офиса большие профессиональные мониторы и другую нужную технику.

Правда, выполнять свои трудовые обязанности из дома могли далеко не все, ведь ИТЭР — это, в первую очередь, большая динамичная стройка. Чтобы не сорвать сроки выполнения работ, был создан специальный лист критических задач, под каждую из которых составлялся список людей, присутствие которых действительно необходимо на площадке.

В.Тронза за весь карантин в офисе побывал лишь раз.
– Не могу сказать, что я сильно отклонился от обычного графика, — поделился он своими впечатлениями.

– В дистанционке даже есть один неоспоримый плюс — обычно я трачу где-то полтора часа в день на дорогу, а сейчас могу подольше поспать или побольше поработать. Все совещания проводятся онлайн. Телефонные звонки и вопросы тоже никуда не делись. Конечно, иногда встречи лицом к лицу более эффективны, потому что можно понять друг друга быстрее. Но сейчас остается больше времени на рабочие дела.

Коронавирус не повлиял и на поставки компонентов из других стран. Более того, именно во время строгой изоляции на строительную площадку в Прованс прибыли первые две катушки тороидального поля — огромные магниты весом 350 тонн. Один — с «опасного» севера Италии, другой — из Японии. На пути из Китая во Францию сейчас находится первая катушка полоидального магнитного поля (PF6). Не остановила выполнение своих обязательств по поставкам и Россия — десять трейлеров с электротехническим оборудованием для ИТЭР, изготовленным в АО «НИИЭФА» (Санкт-Петербург), благополучно достигли места назначения на юге Франции в конце апреля — начале мая.

На самой площадке все тоже идет по плану — в конце апреля нижняя секция криостата была перевезена из цеха по изготовлению в сборочный зал. На данном этапе ее подготавливают к установке в реакторном зале.

И. о. руководителя Департамента инженерного проектирования Организации ИТЭР Александр Алексеев отметил, что сейчас на стройке уделяется особое внимание соблюдению всех санитарных норм, а сами работы координируются специальным комитетом под руководством гендиректора.
— Сооружение установки идет полным ходом, — объяснил «Поиску» А.Алексеев. — В цифрах это звучит следующим образом: готовность к физпуску (первая плазма) составляет 69% на конец марта. В целом завершенность строительства — 55%. Из наиболее значимых достижений я бы выделил поставку катушек. В тороидальной магнитной системе, кстати, есть и российский вклад — сверхпроводящие кабели, которые показали исключительно высокие параметры. Так что, как видите, несмотря на короновирус, страны выполняют свои обязательства.

Что же касается проблем, то какие-то конкретные он назвать затруднился.
— Конечно, есть задержки, — признался А.Алексеев. — Так, сектор вакуумной камеры из Кореи будет доставлен на площадку ИТЭР только в этом году, хотя по плану он должен был быть у нас в конце прошлого. Но причина не в короновирусе, а в технических сложностях, с которыми мы столкнулись при изготовлении. Теперь накопленный опыт позволит избежать ошибок, создание последующих секторов пойдет значительно быстрее. И, конечно, не все просто делать удаленно. Например, возник вопрос, как обучить и ввести в курс дела новичков, принятых на работу, они ведь тоже сейчас в основном на удаленке.

По данным собеседников «Поиска», за все время строгой изоляции среди сотрудников ИТЭР не было выявлено ни одного случая заражения коронавирусной инфекцией. Строительство идет полным ходом. Первый пуск реактора, как и предполагалось ранее, произойдет через пять лет. Есть информация, что грандиозное событие может состояться в весьма символичную дату, — 25 декабря 2025 года, в Рождество.

Татьяна ЧЕРНОВА

Нет комментариев