Как родная! Почка свиньи подошла для трансплантации человеку

Почка свиньи впервые была пересажена человеку без немедленного отторжения иммунной системой реципиента, и это потенциально огромный прогресс, который может способствовать сокращению дефицита человеческих органов для трансплантации, пишет Reuters. Операция была проведена в медицинском центре Нью-Йоркского университета — с использованием генетически модифицированных свиней. Эти животные утратили способность синтезировать углевод гликан, молекула которого, находясь на поверхности клеток, узнается иммунной системой человеческого организма, что вызывает отторжение.

Реципиентом свиной почки была пациентка, у которой констатировали смерть головного мозга наряду с признаками почечной недостаточности. Семья дала согласие на эксперимент до того, как было принято решение отключить женщину от системы жизнеобеспечения. Новую почку соединили с кровеносными сосудами в верхней части ноги пациентки на три дня, донорский орган был снаружи, и исследователи могли наблюдать за ним непосредственно.

По словам руководителя эксперимента доктора Роберта Монтгомери, результаты проверки функций пересаженной почки «выглядели вполне нормально». Свиная почка производила количество мочи, ожидаемое при трансплантации человеческой почки, причем без каких-либо признаков стремительного раннего отторжения, которое наблюдалось во время попыток пересадки немодифицированных свиных почек нечеловеческим приматам. Аномальный уровень креатинина, указывающий на почечную недостаточность у реципиента, после трансплантации вернулся к норме, сказал Монтгомери.

Возможности ксенотрансплантации, то есть пересадки органов от одного вида другому, ученые исследовали десятилетиями, и главной проблемой здесь оставалось немедленное отторжение пересаживаемого органа животного иммунной системой человека. Монтгомери с коллегами удалось отключить у свиней ген, ответственный за синтез гликана, запускающего иммунный ответ. Генетически измененных свиней (GalSafe) вывели ученые биотехнологической компании Revivicor. Американское управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) в конце прошлого года одобрило использование в пищу этих животных людьми с аллергией на мясо, а также в качестве потенциального источника терапевтических средств. Результаты эксперимента с трансплантацией свиного органа пока не опубликованы в научном издании, но они прокладывают путь к клиническим испытаниям на пациентах с терминальной стадией почечной недостаточности, которые могут начаться в течение года-двух, считает Монтгомери.

Изображение Eksavang Khounphinith с сайта Pixabay