Издержки профессии. Предрасположенность к раку крови обнаружена у астронавтов

Анализ образцов крови, взятых до и после космического полета, подтвердил появление неблагоприятных генетических мутаций даже после краткосрочного пребывания в космосе.

Известно, что под воздействием факторов окружающей среды в ДНК могут происходить изменения, влияющие на функции клеток. Такие генетические мутации, называемые соматическими, могут быть вызваны, например, радиацией или вредными химическими веществами. Ученые выявляют соматические мутации, отслеживая изменения в клетках крови, и некоторые из этих мутаций указывают на клональный гематопоэз, процесс, при котором организм начинает производить все больше и больше клеток, несущих одинаковые генетические мутации. Клональный гематопоэз часто связан со старением и курением, и он несет высокий риск развития сердечно-сосудистых проблем и рака крови.

Ученые из Школы медицины Икана медицинского центра Маут-Синай в Нью-Йорке решили изучить риск развития клонального гематопоэза у астронавтов. Результаты этого исследования опубликованы в Nature Communications Biology.

«Астронавты работают в экстремальных условиях окружающей среды, где соматические мутации могут вызывать многие факторы, в первую очередь космическое излучение, а это означает риск развития клонального гематопоэза», — пояснил руководитель исследования профессор Дэвид Гукасян. — Учитывая растущий интерес как к коммерческим космическим полетам, так и к изучению глубокого космоса, а также потенциальную угрозу здоровью, которая связана с воздействием различных вредных факторов, сопутствующих неоднократному или длительному пребыванию в космосе, например, при полете на Марс, мы решили провести ретроспективное исследование соматических мутаций у 14 астронавтов».

Гукасян с коллегами получил образцы крови, взятые у астронавтов перед отправкой в космос, а затем через три дня после их возвращения на Землю в период с 1998-го по 2001 годы. Анализ показал, что у всех 14 астронавтов в космосе появилась по меньшей мере одна генетическая мутация, а у пятерых соматических мутаций было две или больше. Анализ ДНК показал, что все выявленные 34 мутации в 17 генах связаны с клональным гематопоэзом. Чаще всего мутация находилась в гене TP53 (р53), который в норме отвечает за продукцию белка, участвующего в подавлении роста опухолей. Другой часто мутирующий у астронавтов ген — DNMT3A, он имеет отношение к острому миелолейкозу.

«Пока слишком рано приписывать эти мутации космическим полетам, однако мы были удивлены, обнаружив наиболее часто мутирующим ген TP53 в когорте астронавтов, где средний возраст составляет 44 года. Это очень отличается от частоты мутации этого гена в гражданской популяции», — отмечает Гукасян.