Исследователи нашли способ повысить эффективность антибиотиков

30.01.2023

Ученые выяснили, как можно усилить действие антимикробных препаратов. Они запатентовали соединение F131, которое поможет в разработке более эффективных лекарств для лечения смешанных кожных инфекций, вызванных золотистым стафилококком и кандидой. Среди преимуществ разработанного средства ученые называют относительную простоту его синтеза и доступность необходимых для этого реагентов.

Исследование провели специалисты подведомственного Минобрнауки России Института фундаментальной медицины и биологии и Химического института имени А. М. Бутлерова Казанского федерального университета (КФУ).
Смешанные грибково-бактериальные инфекции, например вызванные патогенными дрожжами кандида альбиканс (Candida albicans) и бактериями золотистого стафилококка (Staphylococcus aureus), труднее поддаются лечению по сравнению с моноинфекциями. В смешанных инфекциях возбудители обладают повышенной устойчивостью к противомикробным препаратам, поэтому справиться с ними бывает крайне трудно.

Актуальной задачей для ученых становится разработка средств, способных повысить эффективность традиционных лекарств. По словам Елены Тризны, руководителя научно-исследовательской лаборатории «Природные антимикробные препараты» Института фундаментальной медицины и биологии КФУ, при удачном подборе пар антимикробных соединений возможно повысить эффективность терапии в отношении инфекций, вызванных различными микроорганизмами, в том числе обладающими устойчивостью к лекарственным препаратам. Казанским ученым удалось создать и запатентовать одно из таких соединений.

«Соединение F131 представляет собой оптически активный сульфон ряда 2(5Н)-фуранона, несущий фрагмент хирального терпенового спирта — l-борнеола. Обладая заметными антимикробными свойствами, F131 демонстрирует способность подавлять образование и рост бактерий и грибков в моно- и смешанных культурах, а также проявлять синергизм с антибиотиками и противогрибковыми средствами», — пояснил Айрат Каюмов, заведующий кафедрой генетики Института фундаментальной медицины и биологии КФУ.

Среди преимуществ запатентованного соединения можно назвать относительную простоту его синтеза и доступность необходимых для этого реагентов. Также совместное применение антибиотиков и синтезированного в КФУ вещества F131 поможет в будущем при терапии использовать антимикробные препараты в меньшей концентрации, и соответственно, снизить токсическое действие лекарств.

По словам ученых, F131 увеличивает противомикробную активность сочетания флуконазол-гентамицин и антисептика хлорида бензалкония в отношении смешанных инфекций Candida albicans и Staphylococcus aureus, что позволяет уменьшить действующую концентрацию этих антимикробных препаратов в 4–16 раз. Работы по данному классу соединений начались в 2014 году и далее выполнялись в рамках проектов, финансируемых РФФИ, РНФ, сейчас работы будут продолжены в рамках проекта по программе «Новая медицина». Результаты опубликованы в одном из научных журналов.

Минобрнауки