Исследование: тренировки на выносливость меняют ДНК, улучшая здоровье

Давно известно, что занятия физкультурой укрепляют здоровье, минимизируя риск хронических заболеваний. Однако ученые не понимали до конца, каким образом происходит влияние спортивных нагрузок на организм. В своей новой работе специалисты Копенгагенского университета в Дании решили это выяснить. Результаты исследования опубликованы в журнале Molecular Metabolism.

Волонтерами стали здоровые молодые люди. 6 недель подряд они выполняли упражнения на выносливость. До и после экспериментов у испытуемых были взяты образцы биопсии мышц бедра. Изучив их, специалисты сделали вывод, что по завершении тренировок на выносливость изменились эпигенетические показатели. Упражнения, как было выяснено, перестраивают энхансеры — небольшие участки ДНК —  связанные с риском появления заболеваний.

И даже органы, расположенные достаточно далеко от мышц — например, мозг — тоже опосредованно получали пользу от физических занятий. Они усиливали в скелетных мышцах активность энхансеров, связанных с когнитивными способностями.

«Наши данные свидетельствуют о функциональной связи между эпигенетической перестройкой энхансеров после тренировок и модуляцией риска развития заболеваний у людей»,— сообщил Кристин Уильямс, ведущий автор исследования.

03.08.2021