Холод помогает бороться с раком, активируя бурый жир — Nature

04.08.2022

Ученые, изучающие поведение определенного типа жира в ответ на холод, сделали открытие, которое может иметь значение для лечения рака. Прорыв — в том, как организм усваивает глюкозу. Исследователи предположили, что низкие температуры могут помочь лишить опухолевые клетки жизненно важного источника топлива, необходимого им для процветания.

Исследование было проведено учеными Каролинского института Швеции и сосредоточено на так называемом буром жире. В отличие от стойкого белого жира, который накапливает дополнительную энергию в виде липидов, бурый жир сжигает энергию, чтобы согреть тело в холода.

Идея этого исследования заключалась в том, чтобы изучить, как активация бурого жира может влиять на рост опухоли, зависящей в значительной степени от глюкозы. Эксперименты начались с мышиных моделей различных видов рака, при этом грызуны подвергались воздействию как низких, так и высоких температур. У мышей, содержащихся при температуре 4 ° C, рост опухоли был гораздо медленнее, и они жили почти в два раза дольше, чем мыши, живущие в комнатах при температуре 30 ° C.

Анализ тканей, клеточных реакций и метаболизма глюкозы показал, что более низкие температуры приводили к значительному поглощению глюкозы бурой жировой тканью. Между тем сигналы глюкозы практически не обнаруживались в опухолевых клетках. Последующие эксперименты, в которых ученые удаляли бурый жир или препятствовали его функционированию, по существу устранили противораковые эффекты воздействия низких температур и позволили опухолям расти в нормальном темпе. Кормление мышей сладкими напитками имело аналогичный эффект.

«Интересно, что напитки с высоким содержанием сахара, по-видимому, нейтрализуют влияние низких температур на раковые клетки, что позволяет предположить: ограничение поступления глюкозы, вероятно, является одним из наиболее важных методов подавления опухоли», — говорит автор исследования профессор Ихай Цао.

Команда обнаружила некоторые доказательства того, что подобные эффекты могут проявляться у людей. Последующие эксперименты с участием небольшой группы здоровых людей и одного больного раком дали аналогичные результаты: более низкое поглощение глюкозы опухолевыми клетками наблюдалось при более низких температурах, около 22 ° C.

«Мы обнаружили, что активированная холодом бурая жировая ткань конкурирует с опухолями за глюкозу и может помочь ингибировать рост опухоли у мышей, — сказал Цао. — Наши результаты показывают, что воздействие холода может быть многообещающим новым подходом к терапии рака, хотя это необходимо подтвердить в более крупных клинических исследованиях».

Исследование было опубликовано в журнале Nature .