Бельгийские ученые: антибиотики могут помочь в лечении рака кожи

Некоторые антибиотики могут быть эффективны в лечении меланомы, считают исследователи Левенского католического университета (Бельгия). Свои предположения они проверили в ходе экспериментов на мышах, результаты которого были опубликованы в  Journal of Experimental Medicine.

Ученые выяснили, что определенные антибиотики нацеливаются на «энергетическую станцию», которая снабжает раковые клетки энергией.

«По мере развития рака некоторые клетки меланомы могут уйти от терапии, перестав размножаться, чтобы «спрятаться» от иммунной системы. Однако эти клетки обладают потенциалом для формирования новой опухоли на более поздней стадии», — объясняет исследователь рака и биолог Элеонора Леуччи, — чтобы пережить лечение рака, эти неактивные клетки должны постоянно поддерживать свои «энергетические станции» — митохондрии — включенными. А так как митохондрии происходят от бактерий, которые со временем начали жить внутри клеток, они очень уязвимы для определенного класса антибиотиков. Именно это натолкнуло нас на идею использовать антибиотики в качестве средств против меланомы.»

Исследователи имплантировали раковые опухоли, полученные от пациентов, мышам, которых затем лечили антибиотиками — либо в качестве единственной терапии, либо в сочетании с существующими методами лечения меланомы.

Выяснилось, что антибиотики быстро убили большое число раковых клеток и, таким образом, могли быть использованы для того, чтобы выиграть драгоценное время, необходимое для начала иммунотерапии. При опухолях, которые больше не поддавались таргетной терапии, антибиотики продлевали жизнь мышей, а в некоторых случаях даже излечивали их.

Исследователи указывают, что работали с антибиотиками, которые в настоящее время из-за растущей устойчивости к антибиотикам редко используются при бактериальной инфекции. Однако эта резистентность не влияет на эффективность лечения в данном исследовании, объясняет Леуччи.

«Раковые клетки проявляют высокую чувствительность к этим антибиотикам, поэтому теперь мы можем использовать их для лечения рака вместо бактериальных инфекций.»

Однако пациентам с меланомой не следует начинать экспериментировать, предупреждает Леуччи.

«Наши результаты основаны на исследованиях на мышах, поэтому мы не знаем, насколько эффективно это лечение у людей. В нашем исследовании упоминается только один случай у человека, когда пациент с меланомой получал антибиотики для лечения бактериальной инфекции, и это привело к тому, что устойчивая к стандартному лечению меланома стала снова чувствительна к терапии. Этот результат вызывает оптимизм, но нам нужно больше клинических исследований для изучения использования антибиотиков для лечения онкологических больных.”

Хотя такого рода исследования могут быть первым шагом на пути к новым методам лечения рака, процесс разработки терапии занимает годы. Поэтому прорыв в исследованиях — делают оговорку ученые — это не то же самое, что прорыв в медицине. Если у вас есть какие-либо вопросы или опасения по поводу вашего здоровья, пожалуйста, свяжитесь с вашим врачом для получения медицинской консультации.

Материал взят с сайта https://www.eurekalert.org