Смелее, громче! Одна из граней Бауманки — PEBW

«Профессиональный английский в мире бизнеса» (PEBW) — название авторского курса Андрея Владимировича ЯМИНСКОГО. Этому курсу нынешней зимой — 30 лет. Тот, кто в жизни делал что-то свое, знает, какой это значительный срок. Больше, чем нужно, чтобы выносить, родить и воспитать ребенка. От автора процесса требуется много здоровья, терпения, усилий и всегда творчества. А еще соавторства того самого «ребенка» или участников начатого тобой дела. У Андрея Яминского в соавторах — студенты. Те самые, которые, прослышав про PEBW, идут к заведующему своей выпускающей кафедры и просят подписать свое мотивационное письмо для зачисления на этот курс, подтвердить, что студент учится без троек, никаких задолженностей не имеет и хочет повысить свой уровень владения английским языком.

Так заведено с самого начала по двум причинам: во-первых, Бауманский технический университет — вуз не из легких. Если сил на основные занятия не хватает, то куда уж ввязываться в дополнительные. А во-вторых, за обучение «профессиональному английскому в мире бизнеса» платит вуз. И его руководство должно быть уверено, что не зря.

Сам курс не школярство, это, на мой взгляд, постоянное подначивание молодых людей. «Смелее! Громче!» — буквально на каждом занятии. Удивительно, но приходят на них не выпускники англо-язычных школ, не те, кому удалось уже пожить в англоязычных странах или основательно поучиться у платных преподавателей, а студенты, которые почувствовали, что им для проявления себя не хватает английского языка.

Приходят — и начинается: в первое же занятие — диктант. Всего лишь на тему истории альма-матер. Яминский читает текст по-русски (он — единственный, кто имеет право на занятиях говорить не на английском), а студенты письменно переводят. И тут многих из них настигает новая информация. Например, что великий университет носит имя большевика, по образованию — ветеринара. Что у Оксфордского университета и МГТУ есть схожие корни: Oxford дословно — «бычий брод», а улица 2-я Бауманская, на которой возлежащие над проходной львы охраняют вход на территорию родного вуза, раньше звалась… Коровий Брод. И прочее, и прочее. Вплоть да просьбы дословно перевести значение слова «альма-матер».

Услышав текст диктанта, я была удивлена: проверка грамотности сочеталась с… «вакцинированием» юмором. Вот без него у Яминского на занятиях не продержаться. Почему? Потому что за неграмотность он тут же выдает оплеуху, но в графиках и цифрах. Например, падение уровня знания письменного английского студентов за последние 20 лет выглядит стремительным, безостановочным скольжением по кривой, а верное понимание альма-матер («кормящая мать») было лишь у 2 из 120 отвечавших.

Со стыда сгореть хочется? Нет. Хочется узнать больше. Потому что рядом с теми, кто пришел на первый семестр, тянут руки, отвечают — и довольно бойко — те, кто учатся второй семестр. Это они в первое же занятие выступают со своими презентациями, суть которых не только во владении языком, способности рассказать о каких-то технологиях или натурных изделиях, а еще и в попытке порассуждать, например, есть ли в России национальная идея и каковой она может и должна быть. А еще введение понятий, которые студенты пока не знают: Scopus, QS, индекс Хирша… Еще не знают, но скоро с ними столкнутся.

Все это, конечно, не похоже на традиционные занятия иностранным языком. Ни тебе листочков с упражнениями, удачно составленными -дцать лет назад, ни контрольных, которые можно списать у товарища. Списать здесь вообще, по-моему, ничего нельзя. Нужно работать самому и учиться действовать в команде. Тогда тебя ждет награда за активность, в которой проявляется твоя индивидуальность.

По мне, над всем этим курсом реет невидимый девиз: «Проявляя себя, удивляй!» Это не декларируется в задании, просто с первой пары тебе показывают примеры, в которых обучающийся и думает, и действует, и шутит. Не надрывается, выполняя тяжкий урок, а исполняет задание с артистизмом. Вышел к доске перед товарищами — уже стендап. Демонстрируй наглядно инженерную смекалку, подчеркивая главные моменты фразами на английском языке. Говори и показывай. Ну, например, требуется соорудить из подручных средств фильтр для очистки грязной воды, и в ход идут пластиковые бутылки, тряпочки, вата, веточки, палочки… Проще, конечно, было бы зайти в хозяйственный, купить воронки, нетканые салфетки — будущие мембраны, но у студента лишних денег нет, и надо проявить творчество. В том-то и особенность авторской школы Яминского: английский — инструмент, овладевая которым, ты день за днем становишься смелее, ярче, обретаешь новые способности. По сути, превращаешься в человека, которому придумывать, делать что-то новое, общаться с новыми людьми — наслаждение.

Почему Яминский умеет этому учить своих студентов? Ну, прежде всего потому, что сам — бауманец. Еще в годы СССР он с отличием закончил этот вуз по специальности «Двигатели летательных аппаратов». Он — лауреат Диплома СНТО им. Н.Е.Жуковского. В 1980-е годы работал по новому тогда для университета направлению — управляемый термоядерный синтез — и первым в МВТУ защитил кандидатскую диссертацию в этой области. В начале 90-х годов — доцент кафедры теории механизмов и обучающийся на появившихся в столице курсах по менеджменту (Великобритания) и интенсивным образовательным технологиям (Великобритания — Швеция — Франция).

Нет, это не была карьера только по восходящей — после развала Советского Союза у инженеров такого почти не было. Были метания, проба себя тут, там: у Яминского это — участие в международном образовательном проекте UNECIA Консорциума университетов Великобритании, работа переводчиком и научным редактором в американской компании Caterpillar и т. п. А дальше — возвращение в альма-матер, где он создал концепцию и реализовал авторскую школу коммуникативной компетенции отечественной инженерной элиты.

Программа соответствующей дисциплины «Профессиональный английский в мире бизнеса» утверждена 25 лет назад, переработана и вновь утверждена в 2003 году. Учебник по данному направлению выдержал два издания. Плюс Андрей Владимирович опубликовал больше сорока печатных работ, проводил семинары. Слушатели и выпускники школы Яминского (PEBW, Proficient English in the Business World) четырежды представляли Россию на нобелевских мероприятиях в Стокгольме, принимали в родном вузе делегации зарубежных преподавателей и студентов, показывали им Москву, работали волонтерами-переводчиками на международных конференциях и т. д. Но главное — они сознательно и по собственной инициативе получили «прививку» самостоятельности, овладев для этого английским языком как одним из инструментов построения своей карьеры, своей судьбы. Ведь методика Яминского — живая, она реагирует на происходящее в мире, стране, вузе. Это, как корабль, плывущий в море перемен, кренящийся под ударом пандемии, ограничений международных контактов, но не теряющий устойчивость благодаря надежной конструкции. Неизменны в обучении профессиональная сфера и умение о сложном говорить просто. Хороший дирижер, если смотреть на него со спины на концерте, ведь только палочкой водит вверх-вниз, вправо-влево. И все. Вот и авторская школа Яминского для непосвященного — набор заданий, которые преподаватель раздает то одному, то другому индивидуально, то группам, а потом оказывается, что ребята играючи обучились общаться на английском на инженерные темы, реагировать на вызовы, писать толковые бумаги и снимать шутливые клипы. А еще перестали бояться выглядеть смешными, демонстрируя серьезный уровень всемирно известного вуза. И все это, не ходя строем, придумывая какие-то плакаты, лозунги, презентации. Зачем так? «Да чтобы не заснули», — коротко суммирует методику Яминский.

Мой коллега, поприсутствовавший на занятии, признался: «Я прямо пожалел, что давно не студент, так бы учиться». И правда, в наших вузах немало авторских школ. И им часто не требуется многого. Главное — чтобы в аудитории был свет, работали батареи и демонстрационная техника, чтобы авторскую методику не то что поддерживали, нет, хотя бы не задвигали в угол, не мешали показывать результат, действовать. А время и студенты сами определят, нужна эта авторская методика или нет. PEBW — авторская школа Андрея Яминского Бауманке нужна уже 30 лет, она — часть бренда этого университета.

А может, и другим пригодится… И об этом стоит подумать.

Елизавета ПОНАРИНА

Фото Николая Степаненкова

Нет комментариев