Компьютерная зависимость может вызвать задержку развития детей

22.09.20

Компьютерная игровая зависимость может вызвать задержку в развитии зрительно-пространственных способностей у детей. К такому выводу п​ришли психологи УрФУ, изучившие поведение 44 детей в возрасте 6,9–7,1 лет. Результаты исследования опубликованы в журнале Value in Health Regional Issues.

Чтобы выявить детей с игровой зависимостью, мы провели анкетирование родителей. В итоге в экспериментальную группу вошли дети с компьютерной игровой зависимостью, в контрольную — без зависимости. Участники обеих групп были уравнены по IQ, полу и возрасту, — поясняет заведующий лабораторией мозга и нейрокогнитивного развития УрФУ Сергей Киселёв. — Для оценки зрительно-пространственных способностей мы использовали четыре субтеста из нейропсихологической методики NEPSY: стрелы, конструирование из блоков, копирование дизайна и поиск маршрута.

В результате ученым удалось обнаружить различия между группами по результатам трех субтестов. Дети из контрольной группы лучше выполняли зрительно-пространственные задания, по сравнению с детьми с компьютерной игровой зависимостью.

Можно предположить, что взаимодействие с реальным миром, включая разнообразную физическую активность, конструктивную деятельность, является необходимым условием развития зрительно-пространственных способностей. Детям, которые много времени проводят в виртуальном мире, не хватает такого взаимодействия,

— констатирует Сергей Киселёв.

Дело в том, что базовый механизм мозга, отвечающий за обработку пространственной информации, формируется в раннем возрасте в результате осуществления разнообразных пространственно-ориентированных движений. Чем больше ребенок двигается в реальном пространстве: играет в пространственные игры (собирает кубики, конструктор), выполняет пространственно-ориентированные движения (осваивает танцевальные движения, гимнастические упражнения), тем лучше у него формируется этот важнейший механизм.

Если же ребенок в раннем детстве, когда происходит активное созревание этого механизма, сидит за гаджетом, компьютером, он лишен такой возможности. Это может объяснить, почему дети из так называемой компьютерной субкультуры — проводят много времени в детстве не в реальном, а виртуальном пространстве — могут иметь проблемы с формированием данного механизма,

— поясняет Киселёв.

Согласно теории системной и динамической локализации функций в мозге (разработал выдающийся отечественный нейропсихолог Александр Лурия), пространственный механизм мозга участвует не только в двигательной активности, но и при реализации сложных познавательных функций, включая пространственное мышление, понимание и использование сложных логико-грамматических конструкций в речи, счетные операции и т. д. Другими словами, у ребенка, лишенного в раннем детстве разнообразной пространственно-ориентированной двигательной активности, есть риск развития дефицита высших психических функций, которые в дальнейшем позволят ему успешно адаптироваться и развиваться в реальном сложном мире.

На следующем этапе исследования ученые планируют выявить, как формируются зрительно-пространственные способности у детей, не вовлеченных в виртуальное информационное пространство. С этой целью социологи начали работать с учениками Русской классической школы, которые практически не пользуются гаджетами. По словам Киселёва, репрезентативные выводы по этому направлению исследования ученые получат только через три года.

Пресс-служба Уральского федерального университета

Нет комментариев