На крыше мира. Найдены свидетельства пребывания денисовцев на Тибете

Новое исследование показало, что загадочные и ныне исчезнувшие представители человеческого рода денисовцы, архаичный вид, обнаруженный в Денисовой пещере на Алтае, жили на «крыше мира» на протяжении 100 000 лет или даже больше. Подсчитать время пребывания денисовца на Тибете позволил анализ его митохондриальной ДНК, которую выделили из осадочных слоев карстовой пещеры Байшия. Как выяснилось, в условиях этого высокогорья наш вымерший родственник оказывался по меньшей мере дважды: один раз — 100 000 лет назад, а потом еще раз — 60 000 лет назад, говорит автор исследования Дунцзюй Чжан (Dongju Zhang) из Университета Ланьчжоу (Lanzhou University) в Китае. Результаты новой работы опубликованы в журнале Science.
Первое исследование внесибирского — тибетского — денисовца было опубликовано в мае прошлого года в журнале Nature и касалось определения возраста и видовой принадлежности ископаемой нижней челюсти, найденной в пещере Байшия. Химический анализ налета, образовавшегося на окаменелости, показал, что ей 160 000 лет. Попытки выделить из челюсти ДНК оказались безуспешными, но зато удалось получить несколько белков из одного коренного зуба и сопоставить их с белками, которые предсказываются последовательностями ДНК разных видов гоминид и других приматов. Наибольшее совпадение у всех этих белков оказалось с белками, предсказываемыми для денисовца. Осадочные породы пещеры Байшия, из которых сейчас выделили митохондриальную ДНК, в первом приближении датируются периодом от 50 000 до 30 000 лет назад, в этом слое были найдены также орудия и кости животных. ДНК, проанализированная в новом исследовании, оказалась очень близка митохондриальной ДНК денисовца из Денисовой пещеры, которая находится в 2800 километрах к северо-западу от Тибетского плато. Митохондриальная ДНК позволяет глубоко отслеживать историю популяций по материнской линии.
Если данные о датировке осадочных слоев подтвердятся, то высока вероятность того, что денисовец пребывал на Тибетском плато достаточно долго для того, чтобы повстречаться с первыми людьми нашего вида около 40 000 лет назад. В таком случае люди, для которых высокогорье было новой средой обитания, могли получить от скрещивания с денисовцем генетический признак, который помог им приспособиться к условиям дефицита кислорода. У современных жителей Тибета есть вариант денисовского гена, благодаря которому они выживают в местном разреженном воздухе. Общий вывод из полученных результатов: популяции денисовцев были широко распространены в Восточной Евразии и приспособлены к продолжительному обитанию на Тибетском плато.