Мечта на вырост. Основатель Новосибирского Академгородка видел перспективу

 После развертывания атомного и космического проектов СССР ведущие ученые страны осознавали потребность в системном и качественном рывке развития фундаментальных исследований на дальнюю перспективу. Инициатором новых форм интеграции науки, образования и технологий на специально отведенной для этого территории стал Михаил Алексеевич Лаврентьев — выдающийся ученый, основатель Сибирского отделения Академии наук и НГУ, 120-летие со дня рождения которого мы отметили 19 ноября.
Академики Сергей Львович Соболев, Сергей Александрович Христианович и Михаил Алексеевич Лаврентьев несколько лет вынашивали идею создания за Уралом нового крупного центра науки, образования и внедрения, нацеленного на освоение ресурсов Сибири и Дальнего Востока.
Ученые вышли непосредственно на первого секретаря ЦК КПСС Никиту Хрущева, фактического главу Советского Союза, и убедили его в необходимости поддержать этот проект. 18 мая 1957 года появилось историческое постановление правительства об организации Сибирского отделения Академии наук СССР и «научного городка близ Новосибирска». К этому времени в стране уже было создано несколько специализированных научных поселений: Обнинск, Дубна, сибирские Северск (Томск-7), Железногорск (Красноярск-26) и другие. Большей частью они были закрытыми и специализировались на атомной, космической, электронной и других тематиках. Новосибирский же Академгородок замышлялся принципиально иным: открытым, мультидисциплинарным, с встроенным в академическую систему университетом.
Новосибирск был выбран не советским руководством, а самими учеными. С одной стороны — крупнейший за Уралом индустриальный город в географическом центре страны и всей Евразии. С другой — наука здесь была представлена фрагментарно, а университет отсутствовал вовсе. Академгородок запланировали в 30 километрах от большого города: оптимально и для обособления городка мыслителей, и для частых поездок в областной центр, и для организации экспедиций по всей Сибири. Градостроительные идеи М.Лаврентьева и его сподвижников граничили с социальным проектированием — Академгородок делится на три взаимосвязанные зоны: научную (включая университет), производственную и жилую. Учтена была близость к Транссибирской магистрали и только что построенной Новосибирской ГЭС — инфраструктура создавалась на вырост. Точно так же М.Лаврентьев резервирует за Сибирским отделением территории вдвое большие, чем отводилось согласно генплану, — под будущее развитие.
Обособленный и компактный Новосибирский Академгородок включал все  необходимое для развития науки: лучшие в стране установки и лаборатории, новый во всех смыслах университет, где ученые преподают, а студенты практикуются в академических институтах, и, что немаловажно, комфортную для жизни среду. Лес становится лесопарком, берег Обского водохранилища — пляжем, пустыри — теннисными кортами. В завершенном виде Новосибирский научный центр предполагался оптимальной моделью для тиражирования на территории Сибири и Дальнего Востока. Многие его черты воплощены в сибирских академических городках, позднее — на острове Русский под Владивостоком.
Независимо от лаврентьевской модели (хотя и под ее косвенным влиянием) в сегодняшнем мире идет бурное развитие регионов-драйверов, которые создают и распространяют новую экономику — экономику знаний. Университеты и научные центры все больше принимают ответственность за поставку знаний и технологий в экономику. В местах концентрации научных и образовательных структур создаются технологические зоны и долины. Это знаменитая Silicon Valley в Калифорнии и ее израильская «сестра» Silicon Wadi, аналогичные и близкие центры в Китае, Индии, странах Европы.
Идет по пути создания подобных современных центров и Россия. Многопрофильный центр «Сколково», Иннополис в Татарстане и сочинский «Сириус» — новые примеры экспериментальных институтов в интересах развития науки, образования и высокотехнологического бизнеса. «Сириус» —  проект особо революционный, законодатели лоббируют для него новый статус федеральной территории с особым типом управления и собственным бюджетом, дающий принципиально более высокий уровень автономии, чем ИНТЦ («Воробьевы горы» в Москве и другие «долины»). При этом «Сириус» уже сегодня по-лаврентьевски опирается на полный цикл: от школы для талантливых детей до университетского диплома и стартапов.
Но всегда ли организацию таких центров необходимо начинать с чистого листа? Нобелевский лауреат Андрей Гейм, оценивая Сколково, сказал: «Я по-прежнему считаю, что это была ошибка, все строить на новом месте с нуля. Всегда есть возможность использовать эти деньги более эффективно. И Академгородок в Новосибирске — один из примеров того, что система может работать так, как на Западе». Сегодня у Новосибирского научного центра есть собственная программа развития. Созданная по поручению Президента России Владимира Владимировича Путина от 18 апреля 2018 года, она называется «Академгородок 2.0» и рассчитана на долговременную перспективу и прорывные результаты. Программа частично выполняется: на ближайшие годы выделено 37 миллиардов рублей на создание источника синхротронного излучения «СКИФ».
Но программа «Академгородок 2.0» в ее сегодняшнем виде носит, к сожалению, строго инфраструктурный характер и в отличие от создания Сибирского отделения АН СССР не финансируется отдельной строкой бюджета. Для реализации «Академгородка 2.0» необходима не только централизованная ресурсная поддержка, подобная той, которую получили Сколково и «Сириус», но и особая организационная модель, и уникальные экономико-управленческие решения, градостроительное и социальное экспериментирование.
М.Лаврентьев рисковал, реализуя свою мечту, — новаторскую модель организации науки, макро­региональное отделение Ака­демии, обособленный научно-образовательный городок, наукоориентированный университет (не говоря уже о том, что отстаивал «буржуазные лженауки» генетику и кибернетику). Рисковал и выиграл. На сегодняшнем этапе трансформации «знаниевого комплекса» России необходимо действовать по-лаврентьевски: с расчетом на будущие — как минимум, полвека — предлагать принципиально новые форматы институтов развития и «интеллектуальных территорий», настойчиво доказывать их эффективность во всех эшелонах власти и не бояться экспериментов — организационных, градостроительных, социальных.
Дмитрий МАРКОВИЧ,
академик РАН, главный ученый секретарь Сибирского отделения

Нет комментариев