Кембриджские учёные нашли тексты средневековых стендап-комедий

Беспрецедентная запись средневекового живого комедийного представления была обнаружена в рукописи 15 века. Хриплые тексты — высмеивающие королей, священников и крестьян; поощрение публики напиться; и шокировать их фарсом — пролили новый свет на знаменитое британское чувство юмора и роль, которую играли менестрели в средневековом обществе.

На протяжении всего Средневековья менестрели путешествовали между ярмарками, тавернами и баронскими залами, чтобы развлекать людей песнями и историями. Вымышленные менестрели распространены в средневековой литературе, но ссылки на реальных исполнителей редки и мимолетны. У нас есть имена, платежи, инструменты, на которых они играли, а иногда и местонахождение, но до сих пор практически нет свидетельств их жизни или работы.

Доктор Джеймс Уэйд с факультета английского языка Кембриджского университета и Гертон-колледжа случайно наткнулся на эти тексты во время исследования в Национальной библиотеке Шотландии. Затем у него был «момент прозрения», когда он заметил, что писец написал: «Мною, Ричард Хиге, потому что я был на том пиру и не пил».

«Это была интригующая демонстрация юмора, и средневековые писцы редко могут так точно передать свой характер», — говорит Уэйд. Это заставило его исследовать, как, где и почему Хиге скопировал тексты.

Исследование Уэйда, опубликованное сегодня в The Review of English Studies , сосредоточено на первом из девяти различных буклетов « Рукописи Хиге ». Этот буклет содержит три текста, и Уэйд заключает, что около 1480 года Хиге скопировал их из ныне утерянного памятного пособия, написанного неизвестным менестрелем, выступавшим недалеко от границы Дербишир-Ноттингемшир.

Три текста включают бурлескный роман с хвостовой рифмой под названием «Охота на зайца», пародийную проповедь в прозе и «Битва при Браконуэте», аллитеративный бессмысленный стих.

«Большая часть средневековой поэзии, песен и рассказов была утеряна, — говорит Уэйд. «Рукописи часто хранят реликвии высокого искусства. Это нечто другое. Это безумно и оскорбительно, но столь же ценно. Стендап-комедия всегда предполагала риск, а эти тексты рискованны! Они высмеивают всех, высоких и низких».

Секреты буклета были скрыты у  потому что, как считает Уэйд, предыдущее исследование было сосредоточено на том, как была сделана рукопись, и упускало из виду ее комедийное значение.

Уэйд связал несколько подсказок, указывающих на репертуар менестреля. Все три текста юмористические и рассчитаны на живое исполнение — рассказчик просит аудиторию обратить внимание и передать ему напиток. Во всех текстах есть шутки, призванные привлечь внимание местной публики и показать игривую осведомленность о разнообразной, празднующей публике, перед которой, как мы знаем, выступали менестрели.

Уэйд считает, что менестрель записал часть своего выступления, потому что его многочисленные бессмысленные эпизоды было бы чрезвычайно трудно вспомнить. «Он не давал себе повторения или траектории повествования, которые упростили бы запоминание», — говорит Уэйд.

«Здесь у нас есть самодельный артист с очень низким уровнем образования, создающий действительно оригинальный, ироничный материал. Получить представление о ком-то подобном из этого периода невероятно редко и захватывающе».

Считается, что многие менестрели работали днем, в том числе пахарями и разносчиками, но ходили на концерты по ночам и по выходным. Некоторые, возможно, путешествовали по стране, в то время как другие придерживались круга местных площадок, как, по мнению Уэйда, и произошло.

Уэйд говорит: «Вы можете найти отголоски юмора этого менестреля в таких шоу, как «Mock the Week», ситуационных комедиях и фарсе. Самоирония и превращение публики в предмет шуток по-прежнему очень характерны для британской стендап-комедии».

Тексты дополняют то, что, как мы думали, делали менестрели. Вымышленные изображения предполагают, что они исполняли баллады о Робин Гуде, рыцарские романы, приключенческие рассказы и песни о великих битвах.

«Эти тексты гораздо более комедийны, и в них есть все, от сатирического, иронического и бессмысленного до злободневного, интерактивного и метакомедийного. Это праздник комедии», — говорит Уэйд.

 

Нет комментариев