«Ныне все государево». Как царь Петр церковную реформу проводил

В следующем году историки и слависты отметят знаменательную дату — 350 лет со дня рождения русского царя-реформатора Петра I. Ученые загодя начали готовиться к юбилею и потому с вниманием отнеслись к статье, вышедшей в одном из ведущих зарубежных журналов — Canadian-American Slavic Studies. В исследовании на основе ранее неизвестных архивных документов, подчеркнем, разбирается церковная реформа Петра I. Авторы статьи — научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН, кандидат исторических наук Никита ­БАШНИН и профессор Вологодского госуниверситета Марина Черкасова.

По просьбе «Поиска» Никита Викторович представил свою работу:
— Коллеги с интересом отнеслись к нашей публикации, ведь они даже не подозревали о существовании в региональных архивах массы документов. Привлекла, безусловно, и важность темы: церковная реформа в России — событие для историков значительное.

— И сразу вопрос. Ученые изучают реформу, начиная с XVIII века. Документы пережили революцию и Гражданскую войну. Как вы их обнаружили?
— Во многом благодаря заслуживающим уважения бюрократическим порядкам, принятым в те далекие времена на Руси. Описи, которые по указу Петра I проводились во всех епархиях страны, составляли в двух экземплярах. Один шел в Москву, в Монастырский приказ, второй оставался на местах, в различных церковных учреждениях. В первую очередь в казне (архиве) архиерейских кафедр. В городах — центрах епархий и уездов — находились дома глав епархии: епископа, архиепископа или митрополита. Это и есть архиерейские кафедры. Многие из них представляли собой каменные палаты и сохранились до сих пор (как ростовский), а деревянные или сгорели, или разрушились от времени. Архиерейских кафедр было 20, но известны документы всего шести. Однако рядом с кафедрами были главные в епархии соборные церкви — там тоже хранилось немало ценных документов, как и в монастырях, а их на Руси было более 700. В столице я не нашел многие описи, зато удалось обнаружить второй экземпляр в региональных архивах. Так в моем распоряжении оказались несколько сотен документов (описи и переписка о проведении описания).

Обнаружил я их потому, что историки, как правило, изучали документы в Москве, в фонде Монастырского приказа (Российский государственный архив древних актов). Есть и другая веская причина: документы начала XVIII века написаны скорописью — их не так-то просто расшифровать (на снимке). Архивистам, глубокий им поклон, понадобились десятки лет, чтобы в них разобраться и рассортировать. Первое впечатление от скорописи (когда я был еще студентом) — будто перед тобой иероглифы. Трудно представить людей, которые их писали. Однако постепенно, по мере освоения почерка писцов, становилось ясно: писали люди самые обыкновенные. И слова употребляли практически те же, что и мы сегодня: «В нынешнем 1702 году апреля в 22 день по памяти из Преображенска за приписью полковаго писаря Ивана Ланкова прислан священник Тимофей Герасимов, чтоб ему быть на ево, великаго государя, службе у города Архангелскаго в Преображенском полку». Да, часть документов написана сухим и строгим канцелярским языком. Понятно, что, скажем, о наличии зерна в амбарах иначе и не скажешь. Зато другие передают отношение к реформе: здесь и возмущение, и страдание, и призыв о помощи: «А у сказок им сказывать, буде кто плотников, и конопатчиков, и кузнецов утаит, а на Вологде на зъежем дворе будет ведомо, и им учинено будет жестокое наказанье без всякого милосердия и пощады». А вот простая, по сути, просьба архиепископа Вологодского Гавриила. Ему надобно ехать в Москву для службы в столичных храмах, а денег на дорогу нет. И он просит Монастырский приказ разрешить вскрыть церковную казну и взять деньги: нужно карету отремонтировать и припасы закупить. Документы позволяют взглянуть на реформу не с официальной, государственной, точки зрения, а понять, как реагировала на нее церковная глубинка.

— Напомните, пожалуйста, что заставило Петра провести реформу в начале XVIII века?
— Северная война, продолжавшаяся 21 год, началась с поражения русских от шведов под Нарвой (Нарвская конфузия 1700 года). Войско Петра I потерпело тяжелое поражение: иностранные офицеры перешли на сторону врага, к нему попала и вся артиллерия. Царь решил срочно реформировать армию, но где деньги взять? А дать их могла Русская Православная Церковь — на то время, так сказать, очень состоятельное юридическое лицо. По подсчетам, на начало XVIII века за ней числилось от 140 до 150 тысяч крестьянских дворов. (У одного только Троице-Сергиево монастыря было более 70 000 крестьян.) Владела Церковь (монастыри и архиерейские кафедры) и рыбными промыслами, соляными варницами, мельницами… Государство не имело права претендовать на эти доходы. Они шли на строительство монастырей и храмов, содержание школ и библиотек, переписку книг, написание икон. Когда случались неурожаи, другие напасти, Церковь жертвовала хлеб и предоставляла семена, часто выдавала беспроцентные хлебные ссуды. А во время войн посылала своих крестьян, слуг и детей боярских в армию, на свои средства экипировала ратников. Теперь всему этому пришел конец. В пользу казны отписывалось огромное количество земли вместе с крестьянами. Описывались церкви и монастыри, утварь в них хранящиеся, колокола на звонницах, книги — в общем все, что могло приносить доход.

Церковные колокола снимали и везли в Москву, на Литейный двор. Крестьян нескольких уездов отправили на верфи строить корабли и на заводы лить пушки. Молодых крестьян царь запретил определять в монахи, а лишь тех, кто увечен и стар. Был ограничен монастырский штат: Петр полагал, что в монастыри уходили не только верующие, но и те, кто был не в ладах с законом, скрывался от налогов или просто спасался от голода.

Замечу, что царь к делу подошел очень обстоятельно и изымать приказал только излишки. Дьякам велено было выяснить, сколько в действительности Церкви нужно средств для своего содержания. Так что полностью она доходов не лишилась. Отмечу еще один принципиальный момент. Почти никогда за всю свою историю Церковь не противопоставляла себя государству (за исключением противостояния Патриарха Никона и царя Алексея Михайловича). Поэтому, когда в 1700 году скончался Патриарх Адриан, Петр I в преддверии церковной реформы запретил выбирать нового Патриарха, опасаясь, что он будет противиться реформам. Царь считал, что Церковью нельзя управлять единолично, а ответственность возложить следует на специальный государственный орган — Святейший правительствующий Синод во главе с обер-прокурором. Пусть Церковью руководят вместе светские и духовные лица. И Патриарха не выбирали вплоть до 1917 года.

— Результаты реформы, что она дала Петру?
— Известно, что царь с 1701-го по 1711 годы получил около миллиона рублей. По тем временам сумма гигантская. Синод со временем стал контролировать все финансовые потоки Церкви. Известен, например, указ Петра от 1707 года. Он готов вернуть церковные вотчины на территории современной Ленинградской области и части Новгородской, но иерархи должны будут платить 11 000 рублей в год. Деньги очень большие, если учесть, что, скажем, коровья туша стоила полрубля. И духовенство — в растерянности: хочется и земли вернуть, и не платить царю «наклад». «И такого великого денежного накладу из обыкновенных монастырских доходов платить нам ни по которому образу невозможно и нечим, а иные многие крестьяне в ямщики взяты, также и от швецких людей разорены».

— Как народ относился к реформе?
— Про себя возмущался, ведь налоги все время росли. Однако открыто противиться действиям Петра не решался. Тихвинские монахи разводили руками и говорили: «Ныне все государево». Но Церковь могла и характер показать. Епископа Митрофана Воронежского (в его епархии на верфях под Воронежем царь строил Азовский флот) Петр пригласил во дворец, перед которым стояли копии греческих статуй. Однако владыка от приглашения отказался. Митрофан был категоричен: пока языческих своих идолов не уберешь, я к тебе не приду. И царь богов убрал.

— Оценка церковной реформы? Ваше мнение?
— XVIII век — это и расцвет крепостничества на Руси, и усиление власти царя, а потом и императора. Власть монарха становится непререкаемой, и Церковь оказалась встроенной в государственную систему самодержавия. А в 1721 году после победы над шведами Петру Алексеевичу преподнесли титул «отца Отечества, Великого императора Всероссийского».

Юрий ДРИЗЕ

Изображение Sergey Gorbachev с сайта Pixabay

Нет комментариев