Нежному другу. Ученые выявили скрытые слова в письмах Марии-Антуанетты и установили их цензора

Приговоренная к смертной казни во время Французской революции королева Мария-Антуанетта тайно переписывалась с возлюбленным, но кто-то ее послания цензурировал: в сохранившихся письмах некоторые слова зачеркнуты и не читаются. Химический анализ чернил не только «проявил» скрытые слова, но и идентифицировал цензора, об этом ученые пишут в журнале Science Advances.

С июня 1791-го по август 1792-го Мария-Антуанетта после попытки бегства с частью королевской семьи находилась в заключении в парижском дворце Тюильри, но ей удавалось вести переписку со шведским графом Акселем фон Ферзеном. Обменивались ли корреспонденты словами любви или государственными секретами, долгое время оставалось загадкой, цитирует химика из Национального музея естественной истории в Париже Анну Мишлен Science News. Мишлен с коллегами разгадали ее, используя рентгеновскую флуоресцентную спектроскопию. Это неповреждающий метод, суть которого заключается в том, чтобы вызвать вторичное рентгеновское излучение у анализируемого образца и по его спектральным характеристикам установить элементный состав. Для этого на образец направляют рентгеновские лучи, что выводит составляющие его атомы на более высокий энергетический уровень, и они начинают испускать собственное рентгеновское излучение. С помощью рентгеновской флуоресцентной спектроскопии палеонтологи изучают окаменелости, а художники-реставраторы выявляют скрытые живописные произведения. В случае с перепиской Марии-Антуанетты и фон Ферзена ученые исследовали чернила.

Оба корреспондента использовали одинаковые железистые чернила, изготовленные из сульфата железа, но такие чернила в зависимости от их происхождения содержат разное соотношение следовых элементов, поясняет Мишлен. Авторы просканировали несколько писем пиксель за пикселем и обнаружили устойчивые различия в соотношении меди к железу и цинка к железу в оригинальных и редакторских чернилах. При отображении элементных различий каждого пикселя на шкале серого обнаружились скрытые слова, такие как «любимый», «нежный друг» и «безумно».

Цензором ученые признали самого фон Ферзена. Известно, что граф делал копии писем Марии-Антуанетты и чернила, которыми редактировались оригиналы, в точности совпали с теми, что были использованы при создании копий.

«Насколько личными были отношения между корреспондентами и в какой степени они подкреплялись политическими интересами, возможно, мы никогда не узнаем, но известно, что граф хранил эти письма, хотя это было для него небезопасно», — говорит Мишлен.