Порошок из кожуры личи способен удалить из сточных вод стойкий краситель

25.11.2022

Международная группа ученых, в составе которой химики Уральского федерального университета (УрФУ, Екатеринбург), выяснила, что химически модифицированная кожура личи устраняет из сточных вод очень стойкий красный краситель. Исследователи разработали новый метод, с помощью которого можно экологично и дешево очистить сточные воды вблизи текстильных производств. Благодаря этому можно предупредить развитие заболеваний у людей и спасти животных, рыб и птиц, которые взаимодействуют с окрашенной водой. Также это поможет сделать самые грязные реки мира чище: например, реку Бурингангу в Бангладеше, Ганг в Индии, Чинтарум в Индонезии. Описание нового метода и результаты экспериментов опубликованы в Journal of Molecular Liquids.

«Красные красители, выделяемые в различных отраслях промышленности, таких как текстильная, косметическая, кожевенная, пищевая и пластиковая, являются опасными загрязнителями окружающей среды. От 20 до 40 % стойких красителей остается в сточных водах и вызывает критическое увеличение ее кислотности, щелочности. Ключевым фактором здесь является природа этих красителей. Они способствуют повышенному отложению солей кальция в органах, считаются высокотоксичными и представляют серьезную угрозу для человека, вызывая различные раковые заболевания и мутагенные явления на клеточном и молекулярном уровнях», — поясняет профессор кафедры органической и биомолекулярной химии УрФУ Григорий Зырянов.

Так, согласно данным научно-исследовательской корпорации Hort Innovation, объемы мирового производства личи составляют 1,8–2,55 млн тонн в год. Съедобная часть — это сочная мякоть. Кожура вместе с семенами обычно выбрасывается. Кожура составляет примерно 15 % веса плода, это 270–383 тыс. тонн от общего объема производства. На сегодня значительное количество отходов личи никак не утилизируют. Поскольку несъедобная часть плода может быть переработана для очистки сточных вод, мусора в виде корок станет меньше —– это настоящее безотходное производство.

В корках личи содержатся особые функциональные группы, которые способны к взаимодействию с частицами данного красителя, поясняют ученые. В основе метода — процесс адсорбции. Это примерно так же, как наэлектризованный воздушный шарик: если принести его в пыльную комнату, на нем сразу начнет собираться пыль. Так и кожура личи: с помощью веществ, которые в ней содержатся, и в сочетании с веществом, которое усиливает ее свойства, при погружении в сточные воды она собирает на себе частицы стойкого красного красителя.

По сравнению с другими способами очистки, этот новый метод гораздо эффективнее из-за низкого потребления энергии и минимальных эксплуатационных расходов всего процесса. Также модифицированная кожура практически полностью удаляет краситель, не образует опасных побочных продуктов и осадка. Кроме того, кожура личи крайне долговечна в эксплуатации: после пяти циклов регенерации преобразованный порошок сохраняет прежнюю эффективность адсорбции.

Для использования в качестве сорбента кожуру личи очистили, высушили и измельчили до порошкообразного состояния. После этого для модификации поверхности корок использовался хлорид глицидилтриметиламмония, который позволил ввести дополнительные рецепторные группы. Модифицированная таким образом кожура личи и проявила сорбционные свойства.
В планах ученых продолжить исследования. Химики рассматривают и другие неиспользуемые ранее пищевые отходы в качестве сорбентов для очистки сточных вод от различных красителей.

Уральский федеральный университет