Химия безопасности

Ученые обсудили, какая продукция требует первоочередного освоения

Проблемы химии и наук о материалах в обеспечении технологического суверенитета РФ стали главной темой обсуждения на заседании Президиума Российской академии наук. Известно, что глубокая и комплексная переработка углеводородов необходима для успешного функционирования подавляющего большинства отраслей отечественной промышленности. Более того, развитие индустрии требует весь спектр веществ, вырабатываемых крупно-, средне-, мелко- и микротоннажной химией.
— Тема объемная, — отметил президент РАН Геннадий Красников. — За один присест рассмотреть весь спектр вопросов по ней сложно. Так что сегодня концептуально наметим направления, а потом проведем работу в научных советах, секциях и ближе к Общему собранию членов РАН окончательно сформулируем протокол и повестку. Основная задача — проанализировать существующие программы на предмет наполненности мероприятиями, финансового обеспечения, анализа, чего не достает. После этого разбора будут сформулированы предложения от РАН правительству для принятия соответствующих решений.
Также Геннадий Яковлевич отметил, что тематическое заседание президиума готовилось с учетом предложений, поступивших из НИЦ «Курчатовский институт».
В ходе заседания участники услышали, что, например, нефтепереработка, нефте- и газохимия в состоянии обеспечить продуктами первого передела отечественную химическую промышленность, создают устойчивую сырьевую основу для ее развития. В стране добываются порядка 520 миллионов тонн нефти и 99 миллиардов м3 попутного газа, 670 миллиардов м3 природного газа. Достигнутый уровень производства базовых полимеров, компонентов дизельных топлив, керосина, бензина, сырья для нефтехимии позволяет не только удовлетворять спрос внутри страны, но и заметно наполняет российский бюджет за счет поставок на экспорт. В то же время специфика модернизации промышленности по модели, сложившейся в 2000-е годы (импорт технологий в обмен на сырье), необходимость быстрой модернизации при встраивании в глобальные производственно-технологические цепочки привели к критической зависимости предприятий отрасли от зарубежных технологий и материалов.
Потому предварительный список продуктов, требующихся для обеспечения технологического суверенитета страны, очень широк. Это катализаторы, инициаторы процессов, реагенты для водоподготовки, ингибиторы коррозии, антивспениватели, биоциды, экстрагенты, поверхностно-активные вещества и др. Угрожающая зависимость сложилась по катализаторам для азотной промышленности, обеспечивающим производство удобрений и метанола. Существенна она и по чрезвычайно широкому спектру добавок и реагентов для готовых изделий из пластика, производства резинотехнических изделий и шин, моющих средств, материалов и соединений для накопителей энергии, химических веществ высокой чистоты, применяемых в микроэлектронике.
Член-корреспондент РАН Антон Максимов, выступив с докладом по вопросам использования углеводородного сырья (от нефтепереработки и нефтехимии до малотоннажных продуктов высокой добавленной стоимости), отметил, что сегодня зависимость сохраняется при структурной адаптации российской экономики: поставщики технологий и материалов из недружественных стран заменяются на поставщиков из дружественных, прежде всего КНР, Ирана, других государств. То есть нам надо развивать такие направления, как создание катализаторов полимеризации (в рамках РНФ, при поддержке ООО «СИБУР»), катализаторов дегидрирования, катализаторов алкилирования бензола, гидрирования ацетона, получения ПЭТФ (ИК СО РАН, ИНХС РАН, МГУ, МИРЭА, КБГУ совместно с ГК «Титан» по КНТП «Нефтехимический кластер»). Потенциальный список продуктов, которые требуют первоочередного освоения для обеспечения технологического суверенитета, по словам ученого, очень широк. Даже при наличии российских производств многие промежуточные компоненты в России не выпускаются, их доставляют из-за рубежа, а в стране производят лишь сырьевые полупродукты.
Ситуация, подчеркнул Антон Максимов, довольно сложна для средне-, мелко- и микротоннажной химии. По мнению члена-корреспондента РАН, необходимо создать институт оценки интеллектуальной собственности и механизмов справедливой компенсации организациям — создателям соответствующих технологий и продуктов. Они должны быть определены, исходя из спроса на их продукцию и требований безопасности экономики и государства. Достижение баланса между тремя направлениями решения (локализация зарубежной технологии, создание собственных «реплик», разработка перспективных технологий и продуктов) является принципиально важным процессом для обеспечения технологического суверенитета в области химической промышленности.
— Если бы вас поставили министром этих дел, с чего бы начали, чтобы решить все эти проблемы? — поинтересовался у Антона Максимова академик Роберт Нигматулин.
— Потенциально на опытно-пилотном уровне любые задачи могут решить лаборатории, — ответил Антон Максимов. — У нас есть два ограничения. Во-первых, ресурсное (нужно выбирать приоритетные задачи), во-вторых, химия — наука опасная, и лаборатории ограничены объемом производства. Нельзя просто работать с компанией, которая либо больше платит, либо пришла раньше других. Нужно определиться с тем, что принципиально важно сейчас из великого многообразия всех нужд. Например, только одна из программ импортозамещения Минпромторга содержит более трехсот позиций, и они не индивидуализированы.
И архиважно: вся эта работа должна делаться вместе с РАН и отраслевыми институтами и компаниями официально.
— А какие оценки вы поставили бы за работу в этой области академическим институтам, отраслевым и общему менеджменту? — не унимался Роберт Искандрович.
— Академическим институтам поставил бы от 4 до 5 баллов. Отраслевым институтам (здесь говорим о проблеме квалифицированного заказчика) — 2-3 балла. Менеджменту — ничего. Здесь есть проблемы, но отмечу, что последний год настраивает на оптимистический лад. Система выстраивается.
О путях достижения технологической независимости в области материалов для микроэлектроники рассказала замдиректора ФИЦ проблем химической физики и медицинской химии РАН доктор химических наук Эльмира Бадамшина. Доклад был подготовлен совместно с членом-корреспондентом РАН Евгением Горневым (АО «Научно-исследовательский институт молекулярной электроники»).
Судя по приведенным данным, для производства всей номенклатуры полупроводниковых приборов и интегральных схем используются примерно 20 тысяч материалов. Из них критичными, то есть теми, от которых зависят характеристики изделия, являются примерно 1000 наименований. Отечественных среди общего количества веществ — менее 1%.
— Мы знаем, что к материалам для микроэлектроники предъявляются особые требования по чистоте, — рассказала Эльмира Рашатовна. — Получение же особо чистых продуктов напрямую связано со смежными направлениями: разработкой и аттестацией методик измерений параметров, производством веществ для изготовления специальной тары и оснастки для хранения, транспортировки химической продукции, прекурсоров и газов, создания соответствующей инфраструктуры.
По словам Эльмиры Бадамшиной, обеспеченность материалами для микроэлектроники — специальной жидкой химией и газами — никудышная по состоянию на апрель этого года. «Можно констатировать, что разработка и освоение производства 31 из 85 материалов для технологий 180-90 нм с помощью действующих механизмов финансирования (НИОКР, субсидии) не решается, научно-технический задел для перспективных технологий 65-28 нм не формируется. Мешают этому длительная окупаемость вложений, отсутствие соответствующей материальной базы и специализированного аналитического центра по контролю, тестированию и испытаниям высокочистых материалов для микроэлектроники.
Эльмира Бадамшина считает, что пришло время применить механизмы приоритетного финансирования актуальных технологических цепочек. Нужны организация микротоннажного производства и реализация новых технологий особо чистых веществ и материалов на базе институтов РАН — для действующего производства микроэлектроники путем создания центров для проведения исследований и микротоннажного производства материалов для этой отрасли. Залогом успешности таких шагов служат наличие квалифицированных кадров в академических институтах РАН, научно-технический потенциал профильных институтов РАН.
Пилотным проектом этого направления, рассказала Эльмира Бадамшина, является создание центра для проведения исследований и микротоннажного производства литографических материалов для микроэлектроники с инфраструктурой «чистых» помещений на базе ФИЦ проблем химической физики и медицинской химии РАН. Но необходим новый механизм организации работ по созданию таких центров, он должен включать в себя государственное стратегическое планирование работ и государственный заказ. В дальнейшем нужно создавать подобные центры на базе различных институтов РАН по исследованиям и микротоннажному производству в области органических, неорганических соединений, специальных газов, фильтровальных материалов, полимеров. А для координации работ в области особо чистых материалов целесообразно и необходимо на базе Научного совета РАН по материалам и наноматериалам и Научного совета ОНИТ РАН «Фундаментальные проблемы элементной базы информационно-вычислительных и управляющих систем и материалов для ее создания» сформировать Объединенный совет по материалам для микроэлектроники и фотоники при Президиуме РАН.
Роли материалов нового поколения в обеспечении технологического суверенитета страны было посвящено выступление академика Евгения Каблова, рассказавшего о многоуровневом подходе при разработке этих продуктов. Он отметил, что при существующих санкционных ограничениях для достижения технологического суверенитета необходимо в первую очередь обеспечить производства исходными химическими компонентами и особо чистыми веществами.
Несмотря на все возможные объективные сложности, а также созданные секционной политикой со стороны недружественных стран, химический комплекс России за последние десятилетия устойчиво развивается со среднегодовыми темпами 4-6%, подчеркнул президент Российского союза химиков Виктор Иванов. По его словам, в последние годы введены крупные единичные мощности по выпуску минеральных удобрений, полимеров, серной и азотной кислот и другой важной продукции. Академической и отраслевой наукой предложены к внедрению на уровне мировых стандартов отечественные импортозамещающие технологии. Системно и последовательно ведется подготовка кадров для химической науки и промышленности.
Для развития же высокотехнологичных направлений «Системы накопления электроэнергии» и «Технологии новых материалов и веществ» в январе 2023 года ГК «Росатом» были подписаны актуализированные соглашения о намерениях с Правительством РФ, информировал коллег директор по технологическому развитию Росатома Андрей Шевченко. Инструментами их реализации стали дорожные карты, целями которых является обеспечение импортозамещения по приоритетным высокотехнологичным продуктам и выстраивание в РФ цепочек полного технологичного цикла. Уже сейчас крупные проекты дорожных карт формируют заказ на разработку и локализацию производств целого ряда исходных химических соединений.
— К сожалению, во всех наших программах импортозамещения слишком много лозунгов, много красивых слов, но мало реализма, который про спрос. Для того чтобы инвесторы вкладывали деньги, нужно очень четко понимать, где мы будем находиться через 5-10 лет, как будет сбываться продукция. Должны быть понятный рынок, понятный спрос, понятное ТЗ от отрасли, — сказал первый заместитель министра энергетики Павел Сорокин.
В свою очередь, заместитель министра науки и высшего образования Денис Секиринский заострил внимание на заказчике и приоритетах. Чиновник предложил отработать вопрос госзадания для академических институтов (в качестве пилотного проекта) как раз на примере химической отрасли как с участием РАН, так и представителей заказчиков.
— А ваша оценка? — обратился со своим традиционным вопросом уже к замминистрам Роберт Нигматулин.
— Анкетирование. Это им надо на выходе раздать вопросники, — пошутил Геннадий Яковлевич.
— Попытки оценить научное сообщество со стороны бюрократии, как правило, не находят поддержки, понимания, — отшутился Денис Секиринский. — В ведении Минобрнауки около 20 организаций, обладающих соответствующими компетенциями. Их оценку следует адресовать компаниям.
— Отвечу коротко. Я бы не разделял. Каждый выполняет задачи в той системе координат, которая установлена. Должно все работать вместе. У нас есть общая задача сегодня, система координат меняется, давайте судить по результатам, — ответил Павел Сорокин.
— У нас нет задачи все импортозаместить. Вопрос стоит о технологическом суверенитете. Это две разные вещи, — заметил глава РАН.
— Россия может сделать все. Только не нужно думать, что все можно сделать очень быстро, — высказал свое мнение академик Валентин Пармон.
Президиум РАН, как обычно, решил доработать проект постановления.

Подготовил Андрей СУББОТИН

Нет комментариев