Ученые выяснили, откуда прилетел астероид, уничтоживший динозавров на Земле

Астероид, который вызвал глобальную катастрофу на Земле, уничтожив динозавров и многие другие формы жизни около 66 млн лет назад, вероятно, прибыл из внешнего края главного пояса астероидов — региона, который ранее считался спокойным и откуда прилетало всего несколько небесных тел, пишет Icarus. Однако исследователи Юго-Западного научно-исследовательского института США (SwRI) показали, что из этого региона астероиды падали на Землю как минимум в 10 раз чаще, чем считалось ранее.

Более 66 млн лет назад на полуострове Юкатан в Мексике произошло столкновение с телом, диаметр которого составлял около 10 км. В результате удара образовался кратер Чиксулуб с диаметром около 145 км. Этот массивный взрыв вызвал массовое вымирание, положившее конец эпохе динозавров на нашей планете.
Чтобы получить ответы на свои вопросы, ученые объединили компьютерные модели эволюции с наблюдениями за известными астероидами.

«Два критических вопроса все еще остаются без ответа. Что послужило источником удара?  И как часто подобные столкновения происходили на Земле в прошлом?» — рассказал доктор Уильям Боттке из Юго-Западного научно-исследовательского института.

Ранее геологи исследовали образцы горных пород возрастом 66 миллионов лет, найденные на суше и в буровых кернах. Результаты показывают, что астероид относился к классу углеродистых хондритов — одного из самых редких материалов в Солнечной системе. Любопытно, что хотя распространены среди приближающихся к Земле тел с размерами десятки километров, ни одно из них сегодня не походит по размерам для такого удара, который образовал кратер  Чиксулуб.

«Мы решили поискать, где могут прятаться «братья» и «сестры» астероида, образовавшего Чиксулуб», — сказал доктор Дэвид Несворны, ведущий автор статьи.

Для этого исследователи создали несколько компьютерных моделей, иллюстрирующих движение астероидов в главном поясе Солнечной системы. Команда использовала и прошлые модели, которые отслеживали, как объекты покидают  — зону, расположенную между орбитами Марса и Юпитера.

Используя суперкомпьютер НАСА Pleaides, команда исследовала 130 000 моделей астероидов, которые эволюционировали в течение сотен миллионов лет. Особое внимание было уделено небесным телам, расположенным во внешней половине пояса астероидов, наиболее удаленной от Солнца части.

Результаты показали, что периодически астероиды могут оказаться в точке, из которой затем будут вытолкнуты на новую орбиту под действием гравитации других планет. Новая же  орбита астероида может оказаться потенциально опасной для Земли.

Выяснилось также, что астероиды диаметром примерно 10 км падали на Землю как минимум в 10 раз чаще, чем считалось ранее.

«Этот результат интригует не только потому, что внешняя половина пояса астероидов является домом для большого количества углеродистых хондритовых метеоритов, но также потому, что моделирование команды может впервые воспроизвести орбиты больших астероидов на грани сближения с Землей», — считает соавтор работы доктор Симоне Марчи. — Наше объяснение источника удара Чиксулуб прекрасно согласуется с тем, что мы уже знаем о том, как эволюционируют астероиды».

В целом, команда обнаружила, что астероиды шириной 10 км падают на Землю в среднем каждые 250 миллионов лет.

«Эта работа поможет нам лучше понять природу удара Чиксулуб, а также расскажет нам, где могли возникнуть другие крупные удары из глубокого прошлого Земли», — сказал Несворны.

Команда SwRI смоделировала эволюционные процессы в главном поясе астероидов и обнаружила, что такие ударные элементы, как тот, который положил конец правлению динозавров, скорее всего, происходят из внешней половины главного пояса астероидов. Команда также обнаружила, что доставка из этого региона происходит в 10 раз чаще, чем предполагалось ранее.
Источник: phys.org