Стекло в пустыне Атакама образовано мощным взрывом древней кометы

Таинственное поле из осколков стекла, разбросанных по пустыне Атакама в Чили, впервые привлекло внимание ученых около 10 лет назад: обширный «стеклянный коридор» протянулся на 75 километров. Осколки сгруппированы в нескольких местах, они имеют разную форму, некоторые встречаются в виде плит, достигающих  в поперечнике 50 сантиметров. На ощупь некоторые из них шероховатые, другие гладкие, и выглядят они так, будто перед тем как закалить расплавленное стекло, его скручивали и складывали в несколько раз. Что же могло произойти здесь 12 млн лет назад?

Согласно гипотезам ученых, подобное явление может быть результатом взрыва в атмосфере большого метеора. Гигантский взрыв был такой силы и энергии, что песок и почва плавились мгновенно. Подобные чилийским куски стекла были найдены во многих местах на планете, и во многих случаях наиболее вероятным обхяснением их образования считаются удары метеоритов.

Однако в новом исследовании, опубликованном в журнале Geology, ученые показали, что образцы стекла пустыни содержат крошечные фрагменты с минералами, часто встречающимися в породах внеземного происхождения. А главное — состав этих минералов полностью совпадает с материалом, доставленным на Землю миссией NASA Stardust. В ходе миссии были взяты образцы частиц кометы под названием Wild 2. Команда ученых пришла к выводу, что эти минеральные вкрапления, вероятно, являются частицами внеземного объекта — скорее всего, кометы, похожей на Wild 2. Специалисты предположили, что после взрыва в пустыню упали и погрузились в расплавленный песок фрагменты кометы.

Пять участков в пустыне с залежами стекла (Шульц и др., Геология, 2021 г.)

«Это первый раз, когда у нас есть четкие доказательства наличия на Земле осколков, которые были созданы тепловым излучением и ударной волной от огненного шара, взорвавшегося прямо над поверхностью, — говорит геолог-планетолог Питер Шульц, почетный профессор Университета Брауна. — Чтобы произвести глобальное  воздействие на такую ​​большую территорию, нужен был поистине мощный взрыв. Многие из нас видели болиды, летящие по небу, однако по сравнению с атакамским это крошечные точки».

При анализе стекол в них были обнаружены минералы циркона. Под внешним воздействием они распались, в результате чего появились частицы бадделеита — минерала, образующегося при температурах выше 1670 градусов.

По словам исследователей, анализ также выявил вкрапления экзотических минералов, которые можно найти только в метеоритах и ​​других внеземных породах. Определенные минералы, такие как кубанит, троилит и включения, богатые кальцием и алюминием, соответствовали минеральным сигнатурам из образцов комет, полученных из миссии NASA Stardust.

«Эти минералы свидетельствуют о том, что речь действительно идет о комете, — сказал Скотт Харрис, планетный геолог из Научного центра Фернбанка и соавтор исследования. — Тот же минеральный состав, который мы видели в образцах звездной пыли — самое убедительное доказательство того, что  стекла в пустыне появились в результате мощнейшего взрыва кометы».

Фото: sciencealert