Опубликована анимация, показывающая 100 миллионов лет истории Земли

20.03.2023

Новые «беспрецедентные» анимации Земли показывают, как смещалась и менялась поверхность планеты за последние 100 миллионов лет.

Эти анимации представляют собой наиболее подробный обзор истории топографии Земли, изображающий подъем гор, развитие бассейнов и перенос больших масс отложений по всему миру в результате эрозии.

Анимации показывают движения тектонических плит , больших плотов земной коры, которые наталкиваются друг на друга, образуя горные хребты, и расходятся, образуя океанические бассейны. Когда эти плиты погружаются в мантию или средний слой Земли, в зонах субдукции они вызывают вулканы, формирующие планету, и землетрясения. Но есть и другие силы, формирующие поверхность: осадки размывают поверхность, а скорость выветривания изменяет уровень углекислого газа в воздухе, создавая петлю обратной связи, связывающую землю с атмосферой. «Хотя танец континентов широко изучен, мы все еще ограничены в нашем понимании и представлении того, как развивалась поверхность Земли», — сказал Тристан Саллес, старший преподаватель геолого-геофизических наук Сиднейского университета и ведущий автор новой статьи с описанием модели, которая была опубликована 2 марта в журнале Science.

«То, что мы привносим с этой новой моделью, — написал Саллес в электронном письме Live Science, — это способ оценить, как эта поверхность изменилась (глобально и в геологических масштабах времени) под влиянием ее взаимодействия с атмосферой, гидросферой, тектоническая и мантийная динамика».

Модель начинается 100 миллионов лет назад в разгар распада суперконтинента Пангея , который начал происходить около 200 миллионов лет назад. В начале анимации уже узнаваемы континенты, которые станут Африкой и Южной Америкой, а континенты Северного полушария объединятся через десятки миллионов лет. Синий показывает поток воды, а красный показывает интенсивность отложения новых отложений в результате эрозии.

«Эта беспрецедентная модель недавнего прошлого Земли с высоким разрешением предоставит геологам более полное и динамичное понимание земной поверхности», — соавтор исследования Лоран Хассон.

Объединение всех этих различных факторов, влияющих на эволюцию Земли, от движения плит до потоков воды и медленных изменений в мантии, дает новый способ задавать вопросы обо всем, от регулирования климата до способов циркуляция атмосферы влияет на эрозию земли.

Исследователи обнаружили, что скорость движения отложений по всему земному шару, вероятно, была намного выше, чем считают ученые, основанные на наблюдениях, вероятно, потому, что осадочная летопись фрагментирована. По словам Саллеса, общие темпы эрозии были довольно стабильными в течение последних 100 миллионов лет, но произошли изменения в том, оседают ли отложения в низинных бассейнах на суше или в конечном итоге вытекают в море. Например, между 60 и 30 миллионами лет назад произошло удвоение потока наносов в океаны, что, вероятно, было связано с подъемом Гималаев и Тибетского нагорья, пишут исследователи.

Такие нюансы могут быть важны, считает Саллес. Например, некоторые из самых ранних форм жизни сформировались на мелководье в морской среде, где микроорганизмы впервые использовали фотосинтез и оставили после себя минерализованные образования, известные как строматолиты.

«Считается, что поток осадочных пород мог стать источником питательных веществ для этих ранних организмов, что позволило им процветать и развиваться с течением времени», — сказал Саллес. «Мы предполагаем, что нашу модель можно будет использовать для проверки таких давних гипотез о происхождении жизни на Земле».