Обнаружен самый большой известный кратер на Земле за последние 100 тыс. лет

01.03.2022

Кратер в форме полумесяца на северо-востоке Китая является самым большим ударным кратером на Земле, образовавшимся за последние 100 000 лет. Согласно заявлению  Земной обсерватории НАСА, до 2020 года было известно лишь об одном ударном кратере — в уезде Сюянь прибрежной провинции Ляонин. В июле 2021 года ученые подтвердили, что геологическая структура в горном массиве Малый Синъань образовалась в результате удара космического камня о  Землю.

В заявлении НАСА говорится, что кратер Илан имеет размеры около1,85 км в поперечнике и, вероятно, образовался от 46 000 до 53 000 лет назад. Такой вывод ученые сделали на основе радиоуглеродного датирования древесного угля и органических озерных отложений с этого места.

Исследователи собрали эти образцы отложений, извлекая керн из центра кратера, сообщает Forbes.  Было обнаружено, что под слоем в более чем 100 метров озерных и болотных отложений лежит почти 320-метровая плита из брекчированного гранита. Это камень, состоящий из множества скалистых фрагментов, сцементированных вместе в матрице.  На нем видны явные шрамы от удара метеорита.

Например, фрагменты породы имеют признаки плавления и перекристаллизации во время удара, так как гранит быстро нагревался, а затем охлаждался. По данным Forbes, другие фрагменты породы избежали этого процесса плавления и вместо этого содержат «сотрясенный» кварц, который раскололся по четкой схеме, когда космический камень рухнул.

Команда также обнаружила каплевидные осколки стекла, а также осколки с крошечными отверстиями от пузырьков газа. Обе эти особенности указывают на то, что в этом месте было высокоинтенсивное воздействие.

Global Times сообщает , что часть южного края кратера Илань отсутствует, поэтому геологическая структура сверху выглядит в форме полумесяца. Такие ударные кратеры относительно редки на Земле, считает Чен Мин, один из авторов статьи и научный сотрудник Института геохимии Гуанчжоу.