Какие его годы. Определен примерный возраст Гром-камня - Поиск - новости науки и техники
Поиск - новости науки и техники

Какие его годы. Определен примерный возраст Гром-камня

24.01.2022

Группа исследователей, в которую вошли ученые Санкт-Петербургского госуниверситета и Горного университета, изучила минеральный состав и структурные особенности знаменитого Гром-камня, четыре части которого составляют пьедестал памятника Петру I – Медного всадника. Ученым впервые удалось предположить возраст породы и подробно изучить ее структуру.
Громадный валун Гром-камень, использованный при создании памятника, был обнаружен у деревни Конная Лахта вблизи Финского залива. Название он получил после того, как, по легенде, в него ударила молния, определившая его конфигурацию. Валун выкопали, обработали, установили на Сенатской площади в 1770 году. Открытие памятника императору (со скульптурой из бронзы) состоялось в 1782 году.

Руководителем работы по исследованию пьедестала был почетный профессор СПбГУ Андрей Булах (1933-2020) – крупнейший знаток природного камня в архитектуре Санкт-Петербурга. Ученые изучили 25 минеральных проб, отобранных с 2003-го по 2018 годы без вреда для памятника. Их анализ проводился на базе ресурсных центров микроскопии и микроанализа и рентгенодифракционных методов исследования Научного парка СПбГУ. Были применены электронная и ионная микроскопия, электронно-зондовый микроанализ и другие методы.
Выяснилось, что основной объем постамента (около 90%) сложен гранитом. При этом в нем обнаружены три включения (ксенолита) другой горной породы – мелкозернистого гранита (название условное, основанное на визуальной оценке). В граните блока №1 можно видеть фрагменты пегматитовой жилы. К числу главных минералов отнесены полевые шпаты и кварц, второстепенных – слюды (биотит и мусковит), магнетит, топаз, флюорит, редких – циркон, монацит, торит, апатит, ксенотим, рутил и т. д.

«Минеральный состав и структура Гром-камня позволяют обратить внимание на его сходство с биотит-мусковитовыми гранитами Выборгского массива – одного из крупнейших гранитных массивов мира, – отмечается в опубликованной по итогам работы статье. – Как известно, возраст этих пород оценивается как нижнепротерозойский – 1,5-1,6 миллиарда лет. На родственное отношение Гром-камня к таким породам указывают и развитые в нем пегматитовые прожилки, относящиеся к магматической горной породе».

При этом выяснилось, что гранит Гром-камня отличается от традиционных для архитектуры Петербурга выборгитов и питерлитов.

«Белых пятен еще немало. Остается открытым вопрос датировки: в статье приводится предполагаемый возраст, для более точного определения нужно применить специальные методы исследований и изучить больше материала», – говорит заместитель директора ресурсного центра микроскопии и микроанализа Научного парка СПбГУ, соавтор статьи кандидат геолого-минералогических наук Светлана Янсон.

Пресс-служба СПбГУ