Древний 500-летний оползень в Красном море может вызвать разрушительные цунами

28.02.2022

Изучая залив Акаба, во время одного из погружений ученые обнаружили разлом в морском дне.  Зияющая пропасть имела размеры примерно 3 метра в ширину и 8 метров в длину.

«Я сразу понял: то, что мы увидели, было результатом какой-то геологической силы, которая прорвала морское дно», — вспоминает  морской геолог университета Майами Сэм Пуркис.

Дальнейшее изучение странного место выявило, что причиной возникновения разлома является природный оползень, которые примерно 500 лет назад вызвал цунами, обрушившееся на побережье Египта. Тогда волны поднимались на высоту до 10 метров.

Ученые продолжат исследовать аномалию, но уже сегодня предупреждают, что движение морского дна может вызвать новые цунами, еще более мощные, чем  полутысячелетней давности. Особое внимание на проблему стоит обратить странам, расположенным вдоль побережья залива, включая Египет, Иорданию, Саудовскую Аравию и Израиль, считают ученые. Им надо иметь системы раннего предупреждения о землетрясениях и цунами.

«Просто небольшое сотрясение в неправильном месте, и вся стена может рухнуть, что приведет к гораздо более мощному цунами, чем это произошло 500 лет назад, — предостерегает Пуркис. — Эта область Египта, а также Саудовская Аравия, которые так быстро урбанизируются, имеют определенные опасности, о которых ранее не было известно. Они должны быть обнаружены, чтобы избежать будущей катастрофы».

Риски серьезные. Исследователи просчитали варианты возможных катастроф. Например, если в разлом соскользнет фрагмент земли размером 50 метров, в течение полутора минут на берег чуть юго-западнее египетского Шарм-эль-Шейха обрушится волна высотой 21 метр.

Следующие соскользнувшие  100 метров земли приведут к 35-метровым волнам — опять же в районе этого египетского курорта. А до залива Муса, что немного севернее, уже через три минуты доберутся волны высотой 45 метров. Вскоре пострадает и побережье Саудовской Аравии, расположенное по другую сторону пролива. Самое серьезное, что ждет эти прибрежные сообщества, — волны высотой 15 метров.

Странам региона надо отслеживать подводные оползни в Красном море, призывают ученые. Так можно спасти жизни и инфраструктуру.

Исследование было опубликовано в Geophysical Research Letters.

Фото: miami.edu