Cкорость опускания тихоокеанского дна смогли определить ученые

29.08.2022

Кораллы, отобранные на древнем подводном вулкане Коко в Тихом океане исследовали ученые Института геохимии и аналитической химии (ГЕОХИ) им. В.И. Вернадского РАН совместно с российскими и зарубежными коллегами. Изучая обитающие на дне организмы, они сделали неожиданный вывод о скорости опускания океанического дна под новообразованными вулканическими постройками.

«Мы установили, что процесс опускания тихоокеанского дна неравномерный. В первые 25-30 млн лет после окончания вулканизма скорость была самой высокой – 0,046 мм в год. Это 4,6 см за тысячу лет. Далее интенсивность погружения резко снижается до 0,019 мм в год (или 1,9 см за тысячу лет) и в наше время составляет уже 1,5 см за тысячу лет», — сообщила старший научный сотрудник лаборатории изотопной геохимии и геохронологии ГЕОХИ РАН Ирина Вишневская.

Гора Коко входит в состав Гавайско-Императорской вулканической цепи. Цепь оканчивается всем известным Гавайским архипелагом с самым высоким современным вулканом Мауна-Кеа. За время «работы» этой горячей точки, а это более 80 млн лет, образовалось около сотни вулканов, которые со временем потухли и скрылись под водой. Процесс деградации (распада) вулканических построек интересует людей издавна, потому что в конечном итоге разрушение ждет не только Гавайский архипелаг, но и другие подобные постройки.

Материалы для работы исследователи получили в ходе экспедиции научно-исследовательского судна «Академик М.А. Лаврентьев». Целью ученых было комплексное изучение подводных гор южной части Императорской гряды. В распоряжении экспедиции был телеуправляемый подводный аппарат Comanche, который позволяет отбирать пробы со дна и при этом вести видеотрансляцию. Благодаря такому оснащению у каждого образца в этой акватории впервые появилась геологическая и GPS-привязка.

Как пояснила Ирина Вишневская, кораллы и другие обитающие на дне организмы начинают формировать риф на подводных частях склона вулкана сразу же после прекращения вулканической деятельности. Это характерно для экваториальной и тропической зон. В свою очередь, вулканическая постройка после завершения вулканизма остывает и опускается под воду. Рост рифа обычно происходит непрерывно, и, компенсируя погружение дна, его поверхность всегда остается в эвфотической зоне, то есть на той глубине, куда попадает солнечный свет (это около 100 метров).

При высокой скорости погружения кораллы растут быстрее, при низкой – медленнее. Именно на этом принципе был построен расчет скорости погружения вулканического основания, использованный в работе российских ученых. Определив абсолютный возраст карбонатных отложений, состоящих из кораллов, губок и других бентосных форм, методом Sr-изотопной стратиграфии и зная их современное место в разрезе и глубину залегания, авторы установили неравномерность распределения возрастов. Это указывало на то, что скорость опускания дна была непостоянной.

А. Карта района работ, гайот Коко залит серым. Б. График скорости погружения вулканического основания гайота Коко.

Гайот Коко является самой южной и самой молодой горой Императорской цепи. Он представляет собой изолированную подводную вулканическую гору с плоской вершиной, лежащую более чем на 300 м ниже уровня моря.

Это исследование вносит большой вклад в существующие расчеты движения тектонических плит, что позволит предсказать их положение в будущем с более высокой точностью.

Исследования проведены при поддержке Минобрнауки России учеными ГЕОХИ РАН, Института геологии и геохимии им. академика А.Н. Заварицкого Уралького отделения РАН, Института геологии и минералогии им. В.С. Соболева Сибирского отделения РАН и Дальневосточного геологического института Дальневосточного отделения РАН.

Результаты работы опубликованы в одном из международных изданий.

Минобрнауки РФ