Идеальный дрейф. Специалисты подвели итоги международной арктической экспедиции MOSAiC - Поиск - новости науки и техники
Поиск - новости науки и техники

Идеальный дрейф. Специалисты подвели итоги международной арктической экспедиции MOSAiC

В Санкт-Петербурге прошел форум «Арктическая экспедиция MOSAiC – измеряя исчезающий мир», организованный Германским домом науки и инноваций (DWIH) и Германской службой академических обменов (DAAD). Его участники, российские и немецкие ученые, рассказали о целях и результатах недавно завершившегося международного арктического проекта.

Проект MOSAiC (Многопрофильная дрейфующая обсерватория для изучения климата Арктики) был разработан международным консорциумом полярных институтов во главе с германскими Институтом Альфреда Вегенера (AWI) и Центром полярных и морских исследований им. Гельмгольца. Главная «фишка» проекта – организация круглогодичного дрейфа через Центральную Арктику немецкого научно-исследовательского судна Polarstern («Полярная звезда»), принадлежащего AWI, и наблюдения ключевых показателей арктической климатической системы. В проекте приняли участие специалисты из 17 стран мира, включая Россию.

Выступая на открытии форума, руководитель Московского отделения DAAD и директор DWIH в Москве Андреас Хешен назвал состоявшуюся экспедицию «блестящим примером российско-германского сотрудничества».

“Благодаря ее результатам мы узнали о текущих процессах в Арктике, которая может служить системой раннего предупреждения глобального потепления”, – отметил Хешен.

Директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Александр Макаров подчеркнул, что в MOSAiC проявился опыт, накопленный за десятилетия совместных исследований в Арктике.

“Без тесной совместной работы невозможно было бы отправить эту сложную в организационном плане экспедицию. Она продолжила традиции советских и российских дрейфующих походов на Северный полюс”, – напомнил Макаров.

Руководитель ААНИИ также сообщил, что сейчас строится российская ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс», которая в ближайшие годы начнет постоянную работу в Арктике.

О некоторых научных итогах экспедиции рассказал ее соруководитель, профессор Института Альфреда Вегенера, Центра полярных и морских исследований им. Гельмгольца Клаус Детлофф.
По его словам, с 1987-го по 2019-й площадь полярных льдов сократилась на 40%. Одна из основных причин таяния ледового покрова – антропогенное воздействие парниковых газов, попадающих в атмосферу. Ни один другой регион в мире не подвергся за последние десятилетия такому очевидному потеплению. Чтобы понять климатические механизмы и влияние Арктики на планету, и была организована масштабная экспедиция MOSAiC, продолжавшаяся с сентября 2019 года по сентябрь 2020-го.

О российском участии в проекте рассказал начальник Высокоширотной арктической экспедиции ААНИИ Владимир Соколов. Он напомнил о традициях российской арктической науки: в высокоширотной Арктике успешно работали 31 советская и десять российских дрейфующих станций.

Однако, начиная с 2013 года, деструктивные процессы в разрушении ледяного покрова привели к тому, что специалисты не могли найти льдины, пригодные для продолжения работ. Было принято решение о создании нового судна для дрейфа среди льдов Северного Ледовитого океана. Ожидается, что уже в будущем году оно начнет свою исследовательскую программу в Восточно-Сибирском море и далее двинется через Арктический шельф.

Что касается проекта MOSAiC, то подготовка к нему началась за 5 лет до старта экспедиции. Была проделана огромная работа по координации и совмещению интересов различных групп ученых из 17 стран, которые приняли участие в формировании программы и ее осуществлении в реальных условиях.

“В течение двух лет до начала экспедиции мы с немецкими коллегами активно сотрудничали на территории нашей страны и взаимодействовали с руководством «Росморпорта», «Атомфлота», авиационными компаниями, в результате чего был сформирован логистический пул, который должен был поддержать работу судна Polarstern в высоких широтах Арктики. 19 сентября 2019 года Polarstern отошло от причала Тромсе, а через сутки за ним следом вышел наш «Академик Федоров», имея на борту практически второй состав экспедиции и контейнеры с оборудованием”, – рассказал Соколов.

Когда оба судна вошли в требуемый регион, то двумя группами вертолетов (с российского и немецкого судов) был осуществлен поиск льда, пригодного для организации станции. Помогали в поисках и сотрудники Центра ледовой гидрометеорологической информации ААНИИ, которые предоставляли спутниковую информацию для движения судов. Одновременно специалисты расставляли сеть дрейфующих буев, которые должны были показать, куда будут двигаться льдины. В конечном итоге руководство экспедиции, которое в тот момент возглавлял немецкий ученый Маркус Рекс, приняло решение о выборе нужного ледового поля с толщиной льда от 1 до 5 метров.

Затем начались активные работы по организации лагеря. На судно «Академик Федоров» была возложена задача по развертыванию сети наблюдений в радиусе 40-50 км от Polarstern.

“Мы встали борт о борт и каждый начал заниматься своим делом. Polarstern разворачивал научные городки-полигоны с оборудованием протяженностью 500-700 м (иногда до 1 км). В рамках этого эксперимента использовались лучшие приборные комплексы, которые к тому моменту существовали в мире. В общей сложности мы поставили 105 измерительных комплексов”, – поделился Соколов.

Детально измерялись атмосфера, состояние подледного слоя океана. По оценкам ученого, скорость опроса атмосферных датчиков составляла 21 измерение в секунду. А частота измерений океанических показателей была еще выше! Система передачи данных позволяла не только накапливать информацию в памяти приборов, но и передавать ее в оперативном режиме на Polarstern.

На протяжении экспедиции на Polarstern работали четыре российских специалиста. Они занимались изучением ледяного покрова. На борту судна трудились также команды океанологов, исследователи атмосферного блока, геологи. Все специалисты работали очень скоординировано и с большим воодушевлением.

По словам В.Соколова, экспедиция проходила в достаточно сложных условиях, шла постоянная борьба за данные, иногда она осложнялась не только погодными условиями и разломами льдины, но и появлением белых медведей, которых отгоняли с вертолетов.

Для того чтобы судно Polarstern выполнило дрейф, потребовалось осуществлять не только периодическую смену состава участников экспедиции, но и доставку топлива. Это было выполнено двумя рейсами ледокола «Капитан Драницын». Но поскольку это не атомный корабль, задача была не из простых. В каждый рейс ААНИИ направлял своего специалиста, который помогал осуществить проводку ледокола к Polarstern и обратно среди тяжелых арктических льдов в условиях полярной ночи.

Светлана БЕЛЯЕВА

Фото: deutsche-woche.ru

Нет комментариев

Загрузка...
Новости СМИ2