Хроника апокалипсиса. Смещение магнитного полюса Земли 42 000 лет назад вызвало глобальное изменение климата

Последнее крупное геомагнитное обращение вызвало серию грандиозных событий, которые имеют далеко идущие последствия для нашей планеты, пишет издание Phys.org со ссылкой на публикацию результатов мультидисциплинарного исследования в журнале Science.

Среди давних событий, которые авторы называют апокалиптическими, — разрушение озонового слоя, электрические бури в тропиках, солнечные ветры, создававшие полярные сияния, проникновение арктического воздуха на всю территорию Северной Америки, вздыбившиеся ледяные щиты и ледники наряду с разительными переменами погоды. Жизнь на Земле во время этих событий подверглась интенсивному ультрафиолетовому облучению. Северный магнитный полюс, на который должна указывать стрелка компаса, не имеет постоянной локализации. Он колеблется вблизи географического Северного полюса Земли, что обусловлено динамическими процессами в ядре планеты. По невыясненным до конца причинам смещения магнитного полюса иногда выходят за рамки предсказуемых колебаний.

Одно из таких событий, известное как палеомагнитный экскурс Лашамп, имело место около 42 000 лет назад. Лашамп — деревня в горах на юге Франции, где было открыто явление. Четких свидетельств какого-либо влияния изменений магнитного поля на климат или жизнь на планете до сих пор не было.

Но в новой работе группа авторов под руководством Алана Купера из Южно-Австралийского музея в Аделаиде проанализировала древние новозеландские деревья каури, которые пролежали в торфяных болотах и других отложениях более 40 000 лет. По годичным кольцам каури они создали подробную временную шкалу изменений атмосферы Земли за это время и выявили продолжительный скачок уровня радиоуглерода в атмосфере, ассоциированный с коллапсом магнитного поля Земли при смене полюсов, что позволило увязать между собой географически разбросанные записи. Используя созданную временную шкалу, ученые показали, что тропические пояса Тихого океана и западные ветры океана вокруг Антарктиды резко сместились одновременно, создавая засушливые условия в таких местах, как Австралия. Именно в этот период на континенте вымерли некоторые представители мегафауны, включая гигантских вомбатов и кенгуру.

Смоделировав с помощью компьютерной программы глобальные взаимодействия химии и климата, авторы оценили влияние ослабленного магнитного поля и воздействия Солнца на планету и обнаружили, что во время этого события напряженность магнитного поля упала до менее 6%  от нынешней.