Генетики объяснили, почему все больше слонов рождается без бивней

Бивни — это удлиненные зубы, которые непрерывно растут и используются для выкапывания пищи и питательных веществ, расчистки путей через плотную растительность, маркировки или удаления коры деревьев, а также для борьбы между самцами. Бивень может служить самым разным целям благодаря свойствам основного материала — слоновой кости, которая делает его прочным, жестким и твердым.

Эти же свойства слоновой кости всегда привлекали людей. Бивень, традиционно используемый для создания произведений искусства и украшений, стал символом статуса человека. Но спрос на слоновую кость к незаконной охоте на слонов. И теперь новое исследование показало, что это, возможно, навсегда изменило анатомию животных.

В недавнем исследовании биологов Принстонского университета рассматривались африканские слоны саванны в национальном парке Горонгоса в Мозамбике. Во время гражданской войны, длившейся с 1977 по 1992 год, было убито более 90 процентов крупных травоядных животных, включая слонов: популяция сократилась с более чем 2500 особей 50 лет назад до менее чем 250 в 2000 году.

И хотя популяция уменьшилась, доля самок слонов без бивней увеличилась: сравнение исторических видео с современными кадрами показало рост с 19 до 51 процента. Среди слоних, родившихся после войны, одна треть не имеет клыков.

Генетические тесты показали, что за развитие или отсутствие у слонов бивней отвечают гены AMELX и MEP1a – они играют роль в развитии зубов у млекопитающих. При этом ген AMELX также связан с заболеванием человека, при котором отсутствует боковые резцы верхней челюсти у женщин. А ген MEP1a участвует в производстве дентина – основного минерала в слоновой кости.

Таким образом, по крайней мере два гена бивней быстро эволюционировали в ответ на браконьерство. Признак отсутствия бивней стал более распространенным в популяции, поскольку самки, рожденные без бивней, с большей вероятностью могли выжить и дать потомство. Это лишний раз доказывает влияние человека на эволюцию животных.

При этом ученые напоминают, что исчезают не только слоны с бивнями, но и сама популяция слонов резко сокращается: согласно данным Всемирного фонда природы, в начале 20-го века африканских слонов насчитывалось 3-5 миллионов, сегодня их всего 415 000.

19.11.21