Вариант гена, унаследованный от неандертальцев, снижает риск заражения ВИЧ на 27%. Он связан с тяжелым течением COVID-19

22.02.2022

Генетический вариант риска тяжелого течения COVID-19, унаследованный от неандертальцев, снижает риск заражения человека ВИЧ на 27%, выяснили специалисты Института эволюционной антропологии Макса Планка.

Некоторые люди серьезно заболевают при заражении SARS-CoV-2, в то время как у других проявляются только легкие симптомы заблолевания или они отсутствуют вовсе. В дополнение к факторам риска (преклонный возраст,и хронические заболевания) наше генетическое наследие также влияет на индивидуальный риск тяжести течения COVID-19.

Осенью 2020 года Хьюго Зеберг из Каролинского института показал, что мы унаследовали основной генетический фактор риска тяжелого течения COVID-19 от неандертальцев. Весной 2021 года тот же дуэт исследователей изучил этот вариант ДНК древнего человека и заметил, что его частота значительно увеличилась со времени последнего ледникового периода. На самом деле он стал неожиданно обычным для генетического варианта, унаследованного от неандертальцев. Следовательно, это могло благоприятно влиять на его носителей в прошлом.

«Этот основной генетический фактор риска для COVID-19 настолько распространен, что я начал задаваться вопросом, действительно ли он может быть полезен для чего-то, например, для защиты от другого инфекционного заболевания», — говорит Зеберг.

Генетический фактор риска расположен на хромосоме 3, состоящей из множества генов. Рядом находятся несколько генов, которые кодируют рецепторы иммунной системы. Один из этих рецепторов — CCR5 — используется вирусом ВИЧ для заражения лейкоцитов. Зеберг обнаружил, что у людей с фактором риска COVID-19 было меньше рецепторов CCR5. Это побудило его проверить, имеют ли они также более низкий риск заражения ВИЧ. Анализируя данные о пациентах из трех крупных биобанков (FinnGen, UK Biobank и Michigan Genomic Initiative), ученый: у носителей варианта риска для COVID-19 риск заражения ВИЧ был на 27% ниже.

«Это показывает, что генетический вариант может быть как хорошей, так и плохой новостью. Плохая новость в том, носитель этого варианта заразится COVID-19. Хорошая — именно этот вариант обеспечивает защиту от заражения ВИЧ», — говорит Зеберг.

Однако, поскольку ВИЧ возник только в 20-м веке, пока не удалось объяснить, как этот вариант гена стал распространенным среди людей еще 10 000 лет назад.

«Теперь мы знаем, что этот рискованный для COVID-19 вариант обеспечивает защиту от ВИЧ. Но, вероятно, это была защита от еще одной болезни, которая увеличила свою частоту после последнего ледникового периода», — заключает Зеберг.

Фото: medicalxpress.com