Созданы генетически отредактированные «неаллергенные» яйца

Исследователи разработали куриное яйцо, которое может быть безопасным для людей с аллергией на яичный белок. Аллергия на куриные яйца — одна из самых распространенных аллергий у детей. Хотя большинство детей перерастают эту аллергию к 16 годам, у некоторых она сохраняется и во взрослом возрасте. Аллергия на яичный белок может вызывать различные симптомы, включая рвоту, спазмы желудка, проблемы с дыханием, крапивницу и отеки, а некоторые люди с аллергией на яичный белок не могут получить определенные вакцины против гриппа.

Используя технологию редактирования генома, исследователи получили яйцо без белка, вызывающего аллергию на яичный белок. Этот белок, называемый овомукоидом, составляет примерно 11% всего белка яичного белка.

Исследование, подробно описывающее профиль пищевой безопасности этого модифицированного яйца, называемого нокаутом OVM, было подробно описано в статье, опубликованной в журнале Food and Chemical Toxicology в апреле 2023 года.

«Чтобы использовать куриные яйца с нокаутом OVM в пищу, важно оценить их безопасность в качестве продукта питания. В этом исследовании мы изучили наличие или отсутствие экспрессии мутантного белка, вставки векторной последовательности и нецелевых эффектов у цыплят, нокаутированных с OVM эффекторными нуклеазами, подобными платиновым активаторам транскрипции (TALEN)», — сказал Рио Эзаки, доцент . в Высшей школе комплексных наук о жизни Хиросимского университета в Хиросиме, Япония. TALEN — это ферменты рестрикции, которые распознают определенные последовательности ДНК и разрывают или разрезают их.

Чтобы разработать яйца с нокаутом OVM, исследователям необходимо было обнаружить и устранить овомукоидный белок в яичных белках. TALEN были сконструированы так, чтобы нацеливаться на часть РНК, называемую экзоном 1, которая кодирует определенные белки. Яйца, полученные с помощью этого метода, затем тестировали, чтобы убедиться в отсутствии овомукоидного белка, мутантного овомукоидного белка или других побочных эффектов. Яйца имели желаемую мутацию сдвига рамки считывания, которая является мутацией, созданной вставкой или удалением нуклеотидных оснований в гене, и ни одна из них не экспрессировала зрелые овомукоидные белки. Анти-овомукоидные и анти-мутантные овомукоидные антитела использовались для обнаружения каких-либо следов белка, но признаков овомукоида в яйцах не было. Это означает, что мутантные овомукоиды не могли создавать новые аллергены. Это важный шаг в определении профиля безопасности яиц.

Другие инструменты редактирования генов, такие как CRISPR, как правило, имеют нецелевые эффекты мутагенеза. Это означает, что новые мутации вызваны процессом редактирования генов. Однако секвенирование всего генома измененных яичных белков показало, что мутации, которые, возможно, были нецелевыми эффектами, не были локализованы в областях, кодирующих белок.

«Яйца, снесенные гомозиготными курами с нокаутом OVM, не показали явных аномалий. Белок не содержал ни зрелого OVM, ни укороченного варианта OVM», — сказал Эзаки. «Потенциальные нецелевые эффекты, вызванные TALEN, у цыплят с нокаутом OVM были локализованы в межгенных и интронных областях. Плазмидные векторы, используемые для редактирования генома, присутствовали лишь временно и не интегрировались в геном отредактированных кур. Эти результаты указывают на важность оценки безопасности и показывают, что яйца, отложенные этой нокаутированной курицей OVM, решают проблему аллергии на продукты питания и вакцины».

Забегая вперед, исследователи продолжат проверять профиль безопасности яиц, нокаутирующих OVM. Поскольку у некоторых людей сильная аллергия на этот специфический белок, даже небольшое количество овомукоида может вызвать реакцию. Исследователям необходимо будет провести дополнительные иммунологические и клинические исследования, чтобы определить безопасность яиц с нокаутом OVM. В настоящее время исследователи определили, что яйца с нокаутом OVM менее аллергенны, чем стандартные яйца, и могут безопасно использоваться в пищевых продуктах, подвергнутых тепловой обработке, которые могут есть пациенты с аллергией на яйца. «Следующий этап исследований будет заключаться в оценке физических свойств и пригодности для обработки яиц с нокаутом OVM, а также в подтверждении их эффективности посредством клинических испытаний», — сказал Эзаки. «Мы продолжим проводить дальнейшие исследования по практическому применению яиц с пониженной аллергией».

Фото: sciencedirect.com